Кран Маевского: виды и область применения

Как устроен кран Маевского

Устройство в 1933 году разработал инженер из Ленинграда Чеслав Брониславович Маевский. Официально его называют радиаторным игольчатым воздушным клапаном.

По некоторым историческим данным, сначала появился кран минчанина С. А. Роева. Он состоял из двух частей, разделенных прокладкой. Устройства прошли испытания в 1932 году. Уже через год Маевский совершенствовал эту конструкцию, усовершенствовав герметизацию деталей. В более современной интерпретации инженер соединил детали способом «конус в конус».

Кран состоит из таких компонентов:

  • корпус;
  • конусный винт с головкой под ключ;
  • поворотная часть;
  • входной и выходной каналы для воздуха.

Конструкция устройства

Воздухоотводное устройство приводит в движение запорный винт. Последний управляется отверткой или вручную, что зависит от конкретной модели. В современном исполнении на кран уже устанавливается специальный ключ, поэтому пользоваться устройством стало проще.

Преимущества установки крана Маевского:

  • повышение коэффициента полезного действия отопительной сети;
  • упрощение обслуживания радиаторов;
  • доступная стоимость самого узла.

Но у такого крана, несмотря на перечисленные преимущества, есть и недостаток. Поскольку качество теплоносителя зачастую оставляет желать лучшего, то часто при процессе эксплуатации в кране возникают засоры.

В зависимости от исполнения, различают три вида крана:

  • радиаторный — предназначен для отопительных приборов;
  • традиционный — устанавливается повсеместно, оснащен наружной резьбой;
  • комплектный — представляет собой шаровой кран с КМ.

Чертеж крана в разрезе

По способу откручивания бывают такие устройства:

  • под отвертку;
  • под ключ четырех- или шестигранный;
  • с ручкой, для которых не нужен инструмент.

Для изготовления используют также различные материалы и их сочетание. Бывают КМ:

  • стальные;
  • латунные;
  • чугунные;
  • из нержавеющей стали;
  • пластиковые.

Чаще всего узел производят из латуни, устойчивой к коррозии, которая угрожает материалам из-за неблагоприятных условий эксплуатации. Часто недобросовестные продавцы выдают за латунь дешевый силумиан. Но этот материал ненадежный, изделия из него быстро выходят из строя.

В детских рекомендовано устанавливать модели устройства «под отвертку»

Автоматический КМ

Автоматические КМ удобны в частных домах с индивидуальным отоплением, поскольку устраняют воздушные пробки и регулируют давление самостоятельно. Внутри этого узла имеется камера, внутри оснащенная поплавком. Тот, в свою очередь, подсоединяется к игольчатому клапану, находящемуся в верхней части узла.

Когда воздушная прослойка превышает установленный лимит, клапан на некоторое время открывается, давая воздуху покинуть систему. Затем, за счет действия поплавка, он снова возвращается в начальную позицию, не допуская вытекания воды.

Автоматическая модель крана

Главный плюс АКМ в том, что для отвода попавшего внутрь труб воздуха не надо подставлять емкость, поскольку вода не вытекает. Кран автоматически блокируется, как только уровень теплоносителя повышается. Однако стоят автоматические модели дороже механических.

Воздухоотводчики бывают:

  • прямыми;
  • угловыми;
  • радиаторными.

Применение крана Маевского для чугунных радиаторов

В чугунном радиаторе в пробке-заглушке нет посадочного отверстия под стандартный клапан. Есть умельцы, которые пытаются установить кран для выведения воздушной пробки просверлив и нарезав резьбу на чугунной заглушке. Но это конструкция может быть сорвана при таком явлении, как гидроудар при повышении давления. Выход из этой ситуации — установление автоматического воздухоотводчика, соответствующего размеру заглушки чугунного радиатора. А также им не страшен засор.

Если в теплоносителе имеются твердые частицы различного мусора, то непосредственно перед краном необходимо установление механического стандартного фильтра для отведения воды.

Установка и эксплуатация

Самое главное в процедуре монтажа крана Маевского — это правильно выбрать точку установки. Вам нужен участок в верхнем сегменте радиатора, причем расположенный со стороны, противоположной месту поступления горячей воды в батарею. Именно здесь и возникают большие скопления воздуха.

В большинстве современных радиаторов отопления уже предусмотрено специальное место для установки крана Маевского. До монтажа оно закрыто с помощью заглушки. Ее нужно вынуть, предварительно слив всю воду из отопительной системы, а затем закрепить кран в соответствующем месте.

Для того чтобы сделать соединение наиболее надежным, используются специальные резиновые уплотняющие прокладки. Кроме того, резьбу необходимо слегка уплотнить с помощью ФУМ-ленты или льняной пакли.

В старых чугунных батареях места под кран Маевского, как правило, не предусмотрено, поэтому процедура установки будет несколько сложнее. В боковой части такого радиатора находится большая заглушка. В ней необходимо просверлить отверстие, при этом диаметр его должен быть немного меньше, чем у резьбы крана.

Затем с помощью специальных плашек внутри этого отверстия делается резьба. В завершение кран Маевского устанавливается и герметизируется так же, как и в случае с современными радиаторами. Не забудьте, что все работы выполняются только при отсутствии воды в отопительной системе.

Перейдем к тому, как использовать кран Маевского для спуска излишнего воздуха из радиатора. Естественно, мы будем говорить о ручной разновидности, поскольку остальные работают без вмешательства человека.

  1. В качестве подготовка поставьте на пол под тем местом, где будут проходить работы, тазик или другую пустую емкость. Также приготовьте тряпку. Когда вы будете выпускать воздух, на определенном этапе польется вода, поэтому следует предотвратить ее попадание на пол.
  2. Если работоспособность вашей отопительной системы обеспечивается за счет использования специальных насосов, то их следует отключить минимум за 10 минут до того, как откроете кран. Во время работы таких насосов воздух не успевает скапливаться в определенной точке, вместо этого он разносится вместе с водой по всей системе, поэтому толку от стравливания не будет.
  3. После того как подготовка завершена, нужно очень аккуратно открутить запорный винт. Делается это либо с помощью специального ключа, идущего в комплекте, либо просто отверткой. Вам нужно осуществить поворот против часовой стрелки, примерно на ¼ или ½ оборота. Еще раз упомянем об аккуратности. Поворачивать винт нужно очень плавно, особенно в том случае, если вы осуществляете первоначальный запуск нового радиатора.
  4. В результате поворота винта через кран начнет выходить воздух. Определить этот момент можно по специфическому шипению. Вам нужно держать кран в открытом положении до тех пор, пока из него вместо воздуха не потечет вода. Поначалу струйка будет прерывающейся — это значит, что процесс еще не закончен. А вот когда струя станет непрерывной, можно закрывать кран Маевского.

Если после проведенной процедуры батареи не начали нагреваться, это значит, что проблема заключается не в наличии воздуха. Скорее всего, в отопительной системе возник засор. Справиться с ним самостоятельно вы не сможете, поэтому придется вызвать сантехническую бригаду.

Как видите, в процессе спуска воздуха из радиатора с помощью крана Маевского нет ничего сложного. Но могут возникнуть две проблемы. Во-первых, иногда бывает так, что отверстие, через которое должен выходить воздух, засоряется. В этом случае можно просто устранить проблему с помощью иголки или еще чего-нибудь тонкого и острого.

Во-вторых, если вы редко занимаетесь стравливанием воздуха из батареи, регулировочный винт может банально заржаветь. Понятно, что повернуть его в такой ситуации будет проблематично. В этом случае вам понадобится специальный смазывающий спрей, который можно приобрести в соответствующих магазинах.

Этим средством необходимо побрызгать винтовую резьбу и подождать несколько минут. После этого процедура откручивания должна пройти безболезненно. Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, каждый раз после использования крана Маевского обрабатывайте регулировочный винт специальной смазкой на основе силикона. Это поможет уберечь его от воздействия воды и воздуха в системе отопления.

Даже самый простой и недорогой кран Маевского способен верой и правдой прослужить долгие годы при правильной эксплуатации и уходе. Так что не забывайте периодически чистить и смазывать это оборудование. В этом случае батареи всегда будут надежно обогревать ваше жилище. Удачи!

Как монтируют воздухоотводящий механизм

Ручной кран Маевского является самоуплотняющимся приспособлением. В комплекте изделия присутствует уплотнительное кольцо, выполненное из каучука, поэтому нет необходимости применять какие-то дополнительные уплотняющие материалы.

Традиционно монтаж воздухоотводчиков подобного типа исполняется в паре с радиаторными футорками (1 дм х ½ дм; 1 дм х ¾ дм). В качестве монтажного инструмента используют специально предназначенный для работы с футорками и пробками накидной ключ.

Ключ сантехнический накидной под установку радиаторных футорок и пробок. 1 – ключ накидной, 2 – футорка радиаторная, 3 – пробка радиаторная. С этим инструментом и деталями нередко оперируют при установке кранов, отводящих воздух

Эксплуатация кранов Маевского (воздухоотводчиков) допустима только при определённых значениях давлений и температуры. Эти значения определяются технической характеристикой устройства.

Техническая характеристика воздухоотоводчика

Необходимые функциональные свойства представлены в следующей таблице:

Техническая характеристикаДопустимое значениеЕдиницы измерения
Давление (рабочее)10АТИ
Температура (максимум)120ºС
Диаметр прохода25,4 или 20,0мм
Диаметр резьбовой части25,4 или 20,0мм
Рабочая средавода и др. неагрессивные жидкости
Срок службы20 — 25лет
Класс герметичности«А»

В процессе эксплуатации не исключаются нарушения в работе устройств. Частой причиной утраты работоспособности кранов Маевского становится мелкий мусор, перемещаемый теплоносителем. Если кран засорился и утратил работоспособность, рекомендуется провести несложное техобслуживание:

  1. Отсечь радиатор от системы запорными вентилями.
  2. Выпустить из батареи примерно 1/3 объёма воды.
  3. Снять прибор с корпуса батареи.
  4. Прочистить проходное отверстие тонким (неметаллическим) острым предметом.

Системы отопления не всегда комплектуются радиаторами, на которых есть пробки с готовыми отверстиями под краны Маевского. В таких случаях терминалы под воздухоотводчики придётся делать своими руками. Особых сложностей в этом деле не предвидится. Нужно всего лишь высверлить отверстие под установочный размер крана и нарезать резьбу.

Установке кранов в корпусе чугунных батарей отопления следует уделять повышенное внимание. Здесь традиционно применяют изделия, сделанные из высококачественного надёжного материала. Отверстие высверливается сверлом по металлу с помощью дрели, а резьбу нарезают метчиком

Конечно же, диаметр сверла выбирают на 1 – 1,5 мм меньше установочного размера крана, а метчик точно под размер

Отверстие высверливается сверлом по металлу с помощью дрели, а резьбу нарезают метчиком. Конечно же, диаметр сверла выбирают на 1 – 1,5 мм меньше установочного размера крана, а метчик точно под размер.

Устройство и принцип работы прибора

Привычные многим краны Маевского изготавливались под управление специальным ключом либо слесарной отверткой. То есть по факту такие изделия нельзя назвать автоматическими приборами.

Современные прообразы кранов Маевского – автоматические воздухоотводчики – конструкторы несколько усовершенствовали.

Автоматические модели работают без какого-либо стороннего вмешательства.

Но в сантехнической практике встречаются различные конструктивные вариации кранов Маевского:

  • прямые штоковые ручные;
  • угловые штоковые ручные;
  • поплавковые вертикальные автоматические.

Ручные и автоматические варианты несколько отличаются в том плане, что первые могут монтироваться практически в любом положении, а вторые исключительно в положении вертикально.

Ручные конструкции традиционно монтируются непосредственно в тело радиаторных панелей или батарей. Автоматические воздухоотводчики, как правило, предназначены под установку на магистралях в труднодоступных для обслуживания точках системы отопления.


Разнообразие кранов

Здесь показано разнообразие конструкций кранов Маевского, которые наиболее часто встречаются в сантехнической практике. В наборе ручные, автоматические изделия, а также совмещённые с предохранительным клапаном

Принцип работы основан на взаимодействии простейших деталей. Ручными конструкциями фактически представлен обычный игольчатый клапан.

Элементами такого клапана являются:

  1. Корпус металлический.
  2. Шток с резьбой и проходными канавками.
  3. Колпак с каналом для выхода воздуха.
  4. Уплотнитель резиновый кольцевой.

Материалом под изготовление кранов Маевского традиционно выбирается латунь. Правда отдельная деталь механизма – колпак с воздушным каналом – может иметь исполнение из капрона, нейлона, высокотемпературной пластмассы.


Модификация воздушного отводчика для домашних радиаторов отопления. Конструктивный вариант под специальный ключ. Удобный и практичный кран для бытового применения

Латунный корпус устройства по внешнему диаметру нижней части имеет резьбу. Этой частью корпуса кран ввинчивается в посадочное место пробки радиатора отопления.

Действие механизма ручного крана

Всё просто. В обычном состоянии винт управляющего штока вкручен до упора игольчатой частью в кольцевую обечайку спускного отверстия.

Когда появляется необходимость освободить систему от воздушной пробки в радиаторе, сантехник (или владелец жилья) ключом либо отвёрткой выкручивает винт на 2-3 оборота. За счёт большой разницы плотности воды и воздуха, последний первым утекает сквозь открывшееся выходное отверстие.

Дальше воздушный поток устремляется сквозь продольные канавки штока и попадает в область под капроновым колпаком. Оттуда воздушная масса выбрасывается через выходной канал. Как только поток воздуха прекратился, и следом потекла вода, сантехник заворачивает винт крана Маевского до упора. На этом процедура спуска воздуха завершается.

Периодически процедуру по удалению воздуха из контурного отопления повторяют, так как за один раз спустить весь объём воздуха не удаётся.

В отопительных системах с верхней разводкой механический КМ используют редко

Принцип работы автоматических воздухоотводчиков

Несколько иным видится действие автомата – последователя крана Маевского. Принцип работы похожего изделия, но действующего автоматически, существенно отличается от ручного стандарта. Воздухоотводящий автоматический кран размещается в цилиндрическом корпусе. Внутри цилиндра установлен поплавковый механизм.

Системой рычагов поплавок механизма связан с игольчатым штоком. В этой конструкции шток имеет вертикальное расположение. Его игольчатое окончание исполняет функции клапана, блокирующего или деблокирующего отверстие верхней части цилиндра. Вход воздушно-водной среды предусмотрен в нижней части.

По факту присутствия воды внутри цилиндра воздухоотводчика поплавок поднят давлением. Сила давления прижимает игольчатую часть клапана. Та, в свою очередь, закрывает верхнее выходное отверстие.

Но стоит только внутрь цилиндра попасть воздуху, сила давления воды на поплавок ослабевает, игольчатая часть клапана отходит вниз. Открывается верхнее калибровочное отверстие, сквозь которое воздух выбрасывается наружу. По мере схода воздушного пузыря цилиндр вновь заполняет вода. Клапан устанавливается поплавком в положение «закрыто».

Устройство и работа крана Маевского

Кран Маевского изготавливают с использованием латунного сплава, стойкого к коррозионным образованиям. Представлен в виде корпуса с внутренним конусным игольчатым клапаном. За счет конусной формы концевой части винта происходит плотная посадка в сквозное отверстие. Диаметр отверстия может быть от полутора до двух миллиметров.

Этот клапан регулируется снаружи с помощью запорного винта. Закрытый клапан достаточно надежно удерживает внутренний теплоноситель. Снаружи винт представлен шестигранной или четырехгранной головкой для специального ключа и с резьбой для отвертки. Продольные канавки выполняют на теле винта для прохождения воздуха во время открывания клапана. При этом воздух выходя из канавок оказывается в камере, которая плотно закрыта с помощью манжеты и имеет отверстие для выхода такого же диаметра, как и сквозное отверстие. Так как кран монтируется резьбовым соединением с сальниковой прокладкой, а закрытый клапан герметически закрывает сквозное отверстие, то при работе системы отопления этот кран обеспечивает системе герметичность.  Поворотом винта открывается заглушка, освобождающая воздух из полости радиатора.

Металлический корпус крана Маевского  сверху отделан пластиковым кожухом, который делает кран современным.

Различается диаметр резьбы снаружи и поэтому есть возможность подборки подходящего крана для любой батареи. Кран может быть с размером резьбы 1 дюйм, три четверти, одна вторая дюйма. Также Кран Маевского Ду 15, 20 и 25 мм используют не только в радиаторах, а также в различных узлах системы отопления.

Ду — диаметр условного прохода.

Регулировочный винт управляется с помощью специального ключа для крана или обычной отверткой. Ключ для крана четырехгранный, очень компактный, и им удобно работать даже если радиатор находится в месте с затрудненным доступом.

Кран, в отдельных случаях, можно регулировать и без специального инструмента.

Вентиль поворачивается руками, что обеспечивает стравливание воздуха.

Разновидности

Воздухоотделение крана Маевского бывает трех разновидностей, которые различаются по принципу работы и строению:

  • Кран ручной. Представляет собой простое приспособление, управляемое в ручную. При не равномерном прогревании батареи кран открывают с помощью ключа или отвертки, а после того, как воздух выйдет из радиатора, заворачиваю его обратно.
  • Автоматический кран. Здесь есть отличия в конструкции и принципе работы от ручного. Автоматический кран Маевского латунный в форме цилиндра, но здесь не предусмотрен игольчатый клапан. Вместо этого используют пластиковый поплавок. Принцип работы здесь заключается в том, что поплавок перемещается при наличии воздуха по системе и открывает или закрывает затворник. Вмешательство людей здесь не требуется.
  • Кран с предохранительным клапаном. Такой кран принцип работы немного отличается.

Предохранительное устройство контролирует давление в системе. Если давление повышается выше 15 атмосфер, клапан срабатывает и начинает стравливание теплоносителя из системы отопления. Это способствует предотвращению повреждений элементов в системе из-за возможных гидроударов. Установление крана с автоматическим клапаном актуально для отопительных систем с полипропиленовыми и металлопластиковыми трубами, которые не способны выдерживать высокого давления.

При выборе определенной модели крана необходимо учесть такие нюансы радиатора, как:

  • В централизованной отопительной системе будет лучше использовать ручной кран, которым в любой момент можно спустить воздух.
  • Краны с автоматическим управлением так же не желательно устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Так как, здесь наблюдается повышенная загрязненность и кран будет периодически забит.
  • Автоматический кран используют, в основном, в индивидуальных домовладениях с автономной системой. В такой системе есть поддержание чистоты теплоносителя.
  • Автоматика так же устанавливается в места, куда доступ затруднен. Это например, если радиатор располагается в какой-либо нише или углублении, и достать до его торца относительно сложно. Обычная отвертка здесь не поможет.

В случае труднодоступного места расположения отопительного устройства может помочь специальный четырехгранный ключ. Еще во всю используют старые образцы радиаторов из чугуна. Для чугунных радиаторов подойдет ручной кран Маевского. Но лучшим вариантом будет использование специального латунного автоматического воздухоотводчика.

Конструкция и принцип действия

Возникновение воздушных пробок специалисты называют термином «завоздушивание». Из-за него снижается отдача тепла радиаторами, запускаются коррозионные процессы, появляются минеральные отложения в трубах. Движение теплоносителя в завоздушенной системе сопровождается вибрациями, которые разрушают элементы систем обогрева.

Тепловизионный снимок радиатора. Распределение температуры в радиаторе с воздушной пробкой

Инженер Маевский усовершенствовал имеющиеся к тому моменту технические решения и внедрил простую конструкцию. Ее основа — игольчатый клапан. При открытии клапана газ, находящийся в радиаторе отопления, стравливается. После чего клапан закрывается. Кроме ручного клапана, создан автоматический вариант крана Маевского. Он обеспечивает ликвидацию воздушных пробок без участия человека.

Конструкция ручного воздухоотводчика

Ручной воздухоотводчик Маевского в разрезе. Основные элементы конструкции

В конструкцию ручного крана для спуска воздуха входит 4 детали:

  • корпус;
  • запорный винт с канавками для прохождения воздуха;
  • крышка корпуса с воздухоотводом;
  • уплотнительное кольцо.

При стравливании воздуха пользователь поворачивает винт — рабочий орган клапана. Конусный наконечник винта открывает воздухоотводящий канал. Головка винта многогранная со шлицом. Это дает возможность пользоваться отверткой или специальным ключом при ручном открытии (или закрытии) крана Маевского. Иногда изделие снабжается барашком, позволяющим вращать винт без инструмента. Такое решение удобно, но небезопасно, особенно, если в доме есть дети.

Диаметр канала, по которому выходит воздух, обычно равен 2 мм. Отверстие такого размера не засоряется. Потеря воды по завершении воздухоотведения через 2-миллиметровое отверстие оказывается незначительной. Затоплений не возникает, последствия ликвидируются обычной тряпкой. Кроме того, малый диаметр облегчает задачу надежного запирания воздухоотводящего канала даже при гидравлическом ударе.

Крышка корпуса чаще всего изготавливается из пластика. Остальные части из латуни или конструкционной стали. Внешне воздушный клапан напоминает водопроводную пробку с наружной резьбой. Выпускаются краны с резьбой ½, ¾ и 1 дюйм. Температура воды, при которой воздухоотводчик сохраняет свою работоспособность, может достигать 120—150 °C, давление — от 1 до 1,6 МПа.

Конструкция автоматического воздухоотводчика

Автоматический воздухоотводчик обнаруживает скопление газа в отопительном контуре и ликвидирует его. Основные компоненты этого устройства:

  • корпус;
  • поплавок;
  • рычажная система;
  • верхняя крышка;
  • игольчатый клапан с возвратной пружиной;

Автоматический воздухоотводчик. Общий вид и схема в разрезе, поясняющая принцип действия

Принцип действия автоматического воздушного клапана основан на способности поплавка отслеживать уровень жидкости. Воздух, присутствующий в отопительной системе, заполняет поплавковую камеру. Поплавок опускается, через рычажную систему воздействует на запорный элемент клапана. Игольчатый клапан открывается, воздух выходит из поплавковой камеры. Она заполняется теплоносителем, поплавок поднимается, воздушный клапан закрывается.

Виды крана Маевского, устройство и принцип работы

Существует два основных вида КМ: механический кран и автоматический воздухоотводчик. Принципы работы этих устройств существенно различаются вследствие их конструктивных особенностей. Рассмотрим подробнее конструкцию и принцип действия каждого из этих устройств.

Механический кран

Механический КМ получил самое широкое распространение в отопительных и других гидравлических системах с принудительной циркуляцией рабочей жидкости.

Особенности конструкции

Конструкция механического крана Маевского отличается простотой и надежностью. Устройство состоит их следующих элементов:

  • корпуса с входным и выходным каналами;
  • конусного винта, выполняющего роль запорного клапана;
  • поворотной части.

По исполнению механический КМ может быть:

  • радиаторным – устанавливается на отопительные приборы;
  • традиционным – используется во всех типах замкнутых гидравлических систем с принудительной циркуляцией рабочей среды;
  • комплектным – состоит из шарового крана с интегрированным КМ.

В зависимости от конструктивных особенностей головки конусный винт может откручиваться:

  • отверткой;
  • шестигранным или четырехгранным ключом;
  • без помощи инструмента, специальной рукояткой, стационарно закрепленной на головке конусного винта.

Механический кран Маевского может быть изготовлен из:

  • стали;
  • латуни (сплав меди с цинком);
  • чугуна;
  • нержавеющей легированной стали;
  • термостойкого пластика.

Благодаря высоким эксплуатационным свойствам, длительному сроку службы и доступной цене, наибольшее распространение получили латунные механические краны Маевского.

Принцип работы механического крана Маевского

Поскольку плотность воздуха значительно меньше плотности любого теплоносителя, скопившаяся в радиаторе паровоздушная смесь перемещается по трубопроводам быстрее рабочей среды, поэтому при возможности сообщения с атмосферой самопроизвольно высвобождается. Происходит это следующим образом:

При откручивании винта, его конусная часть выходит из седла, открывая тем самым входной канал. Под воздействием рабочего давления в системе паровоздушная смесь устремляется во входной канал и удаляется из отопительного контура через выходной канал. После развоздушивания системы конусный винт закручивается и перекрывает входной канал – система готова к работе.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматическое удаление воздушных пробок позволяет значительно увеличить эффективность работы отопительной системы. Кроме этого, автоматический воздухоотводчик исключает возможность завоздушивания радиаторов и магистральных трубопроводов.

Особенности конструкции

Главным отличием автоматического воздухоотводчика от механического КМ является наличие поплавкового клапана. Именно за счет этого элемента удаление паровоздушной смеси из радиаторов и трубопроводов происходит автоматически.

Любой автоматический воздухоотводчик состоит из следующих основных элементов:

  1. корпуса;
  2. резьбовой крышки;
  3. поплавка;
  4. жиклера;
  5. держателя;
  6. золотника;
  7. пружины;
  8. уплотнительного элемента;
  9. пробки;
  10. уплотнительного кольца.

В продаже можно встретить прямые, угловые и радиаторные воздухоотводчики.

Принцип работы автоматического воздухоотводчика

При наличии в рабочей камере воздухоотводчика рабочей среды, поплавок находится в крайнем верхнем положении. При таком расположении поплавка игольчатая головка клапана полностью перекрывает впускное отверстие.

Если в камеру попадает паровоздушная смесь, рабочее давление падает и поплавок опускается вниз, открывая тем самым, впускной канал, через который воздух выбрасывается в атмосферу. По мере наполнения камеры теплоносителем, поплавок постепенно поднимается вверх, до полного закрытия входного канала.

Важно! Особенности конструкции и принцип работы автоматического воздухоотводчика позволяют монтировать его в отопительную систему только в вертикальном положении

Устройство крана Маевского и принцип его работы

Краном Маевского это сантехническое устройство называют только в народной среде. В государственных стандартах оно относится к категории запорных кранов, называется игольчатым радиаторным воздушным клапаном.

Сейчас промышленность предлагает несколько конструкций крана Маевского. Это позволяет выбрать наиболее удобный вариант с учетом места его установки. Классическая конструкция представляет собой устройство из двух деталей:

  • винта конической формы;
  • корпуса.

Изготавливаются краны Маевского чаще всего из латуни. Этот сплав обладает высокой степенью устойчивости к коррозии, что гарантирует долгий срок службы. В зависимости от разновидности конструкции, кран Маевского может открываться специальным ключом ICMA, отверткой или рукой.

В вертикальной отопительной системе, состоящей из нижнего трубопровода подачи воды и верхней нити отвода теплоносителя, такими элементами оснащаются все приборы, находящиеся на верхнем этаже. Краны Маевского подбираются по диаметру и вкручиваются в верхние футорки радиаторов. В горизонтальной отопительной системе эти устройства устанавливаются на каждой батарее. Для полотенцесушителя бокового подключения в ванной используется тройник. Он монтируется в вертикальном положении, отверстие крана должно быть направлено от стены. Установка кранов Маевского на радиаторы, конвекторы необходима, если в отопительной системе имеются участки, расположенные ниже, чем верхняя ось подключения прибора. В таком положении естественное удаление воздуха невозможно.

Обязательное развоздушивание проводится сразу после монтажа системы отопления, так как в начале работы в радиаторах пробки скапливаются в любом случае. Требуется проводить такую работу при включении системы после лета. Впоследствии локальные проблемы могут возникать из-за подсасывания в систему воздуха, что происходит во время ее работы, наличия в теплоносителе воздушных пузырьков. Причиной скапливания воздуха является и выделение водорода в процессе коррозии металлических частей коммуникации. Алюминиевые радиаторы без специфического покрытия внутренней поверхности постоянно выделяют этот элемент в теплоноситель, вступая с ним в химическую реакцию.

Перед проведением работы нужно:

  • Приготовить емкость для воды и тряпку, чтобы не залить полы в помещении;

  • При необходимости удалить воздух. Кран Маевского рукой, отверткой или ключом поворачивается против часовой стрелки на один оборот. При этом воздух с шипением начинает выходить из радиатора. Если его скопилось много, можно повернуть кран еще на пол-оборота. В открытом состоянии он оставляется пока из отверстия не начнет капать, а затем вытекать вода, а воздух выходить перестанет.
  • После этого кран можно плотно закрывать. Если система оснащена насосами, для принудительной циркуляции, за несколько минут до проведения стравливания воздуха их нужно отключить. В противном случае не удастся полностью удалить пробку, так воздух не успеет скопиться в верхней части радиатора.

Ручной кран Маевского обычно не используется в крупных магистралях, где скапливание воздушных пробок происходит постоянно. Для таких систем используются другие газоотводящие конструкции.

Установка крана Маевского в систему отопления

Поскольку паровоздушная смесь всегда стремится подняться к самой высокой точке отопительного контура, именно там следует устанавливать КМ. Помимо этого, главного правила, следует учесть особенности монтажной схемы теплосети.

При вертикальной подаче рабочей среды краном Маевского комплектуются все радиаторы последнего этажа, имеющие нижнюю подачу и обратную магистраль.

Поскольку самопроизвольный отвод паровоздушной смеси существенно затрудняется если уровень подводящих трубопроводов ниже чем верхняя ось подключения, все приборы,подключенные к этим трубопроводам должны оснащаться паровоздушными клапанами конструкции Маевского.

Если в частном доме или квартире подающая магистраль имеет горизонтальное расположение, на все входящие в систему радиаторы необходимо установить отдельные КМ.

При наличии изгибов в системе магистральных трубопроводов, кран Маевского устанавливается в верхней точке изгиба, поскольку в этом месте образование воздушной пробки практически неизбежно.

Система «Теплый пол» так же может быть укомплектована паровоздушным клапаном, который целесообразно установить на коллекторном участке магистрали, выше уровня пола.

Монтаж устройства на чугунную батарею

Для установки крана Маевского в старый чугунный радиатор можно приобрести специальную торцевую заглушку, имеющую специальное резьбовое отверстие для установки КМ.

Если по каким-либо причинам приобрести такую заглушку не удается, можно установить кран Маевского в имеющуюся заглушку. Для этого необходимо:

  1. полностью отсоединить радиатор от отопительного контура;
  2. снять радиатор, слить остатки теплоносителя и тщательно промыть его внутреннюю полость;
  3. на противоположной от подключения стороне радиатора выкрутить верхнюю заглушку и просверлить в ней отверстие под резьбу соответствующего диаметра;
  4. снять фаску, нарезать левую резьбу и установить в заглушку КМ, предварительно намотав на его резьбовую часть фум-ленту или сантехнический лен;
  5. закрепить радиатор на прежнем месте;
  6. подсоединить подающую и обратную магистраль;
  7. отвернуть конусный винт крана Маевского на 2 — 3 оборота и дождаться полного развоздушивания системы, после чего закрыть кран.

Установка КМ на современные радиаторы

Все выпускаемые в настоящее время радиаторы укомплектовываются специальными заглушками. Установка кран Маевского в такие радиаторы крайне проста: достаточно выкрутить стандартную заглушку, а на ее место установить КМ.

Важно! Поскольку на заглушках радиаторов всегда нарезана левая резьба, в процессе вкручивания крана Маевского в пробку затяжка последнего ослабляется. Для того чтобы этого избежать, при вкручивании КМ пробку следует зафиксировать с помощью ключа. Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается

Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается

Закономерно, что при выкручивании паровоздушного клапана пробка радиатора затягивается.

Как поставить кран Маевского на полотенцесушитель

Одним из наиболее уязвимых элементов системы централизованной подачи горячей воды в плане завоздушивания является полотенцесушитель. Стравливать воздух из полотенцесушителя можно несколькими способами, однако наиболее эффективным и удобным является использование крана Маевского.

Если специальное отверстие для монтажа КМ не предусмотрено изготовителем, установить паровоздушный клапан можно самостоятельно, для этого потребуется:

  1. перекрыть подачу горячей воды в полотенцесушитель. Сделать это можно, закрыв соответствующие краны, а при отсутствии таковых, следует обратиться в правление дома и полностью перекрыть стояк ГВС;
  2. на верхний патрубок накрутить латунный тройник. Для герметизации соединения можно использовать фум-ленту или сантехнический лен;
  3. в свободный патрубок тройника установить кран Маевского;
  4. возобновить подачу горячей воды и развоздушить полотенцесушитель с помощью установленного устройства.

Важно! Если образование воздушных пробок происходит регулярно, целесообразно вместо механического крана Маевского установить автоматический воздухоотводчик

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий