Вязать или варить: как правильно поступать с арматурой

Методы устройства арматурных каркасов: сварка и вязка

На этапе проектирования здания выбирается тип опорной конструкции, и производится расчет его основных параметров. Одним из определяющих факторов является метод стыковки прутков, в связи, с чем возникает вопрос, почему нельзя варить арматуру в фундаменте и как влияет эта технология на прочность каркаса? Высокотемпературные воздействия изменяют структуру и свойства металла и это необходимо учитывать при проведении проектных работ.

Выбирая между этими двумя технологиями: варить или вязать стальную арматуру для усиления фундамента особое внимание уделяют взаимодействию элементов конструкции. Соединения стержней с помощью проволочных петель сохраняют некоторую подвижность

Точно определить, можно ли варить арматуру для ленточного фундамента или необходимо вязать достаточно сложно. Для этого необходимо иметь строительное образование и достаточный опыт проектирования зданий.

Вязка арматуры для фундамента

В оборудовании каркаса нуждается столбчатый, свайный, плиточный, ленточный фундамент, а также многие другие конструкции. Использование арматуры позволяет превратить обычный бетон в железобетон, поэтому ее применяют для возведения домов и не только.

Как вязать арматуру для фундамента? Существуют различные способы, но наиболее часто используют вязку проволокой с помощью различных инструментов: шуруповерт, плоскогубцы, крючок.

Использование крючка – самый распространенный, практичный и универсальный вариант вязки. Его можно применять везде. Собственно процесс осуществляется в несколько шагов:

  1. Проволоку связывают пополам, после чего накидывают на пруты арматуры, предварительно уложенные перпендикулярно друг к другу.
  2. На крючок надевают образовавшуюся петлю и два свободных конца.
  3. Крючком делают несколько оборотов, что позволяет надежно затянуть проволоку и зафиксировать арматуру в необходимом положении.
  4. Крючок вынимается – соединение готово.

Для соединения каркаса ленточного фундамента и прочих конструкций можно использовать хомуты из пластика, но это более дорогостоящее решение и менее надежное до заливки бетона. Более подробно ознакомиться как вязать арматуру можно на фото и видео.

Вязка или сварка

При возведении фундамента первый раз у новичков возникает вопрос: какому методу отдать предпочтение? Различают следующие факторы, которые влияют на выбор технологии вязки или сварки:

  • Технические. При строительстве высотных зданий предпочитают способ сварки. Здесь важна скорость работы и опыт сварщика. Основание под бани, сараи, частные дома строят с применением технологии вязки.
  • Природные. На подвижных грунтах применяют только метод вязки.
  • Толщина и марка стали. Не каждый стальной стержень подойдет для сварки. Для процесса используется специальная сталь, обозначенная буквой «С». Не рекомендуется варить прутки меньше 15 мм в диаметре.
  • Человеческий фактор. Если сомневаетесь в мастерстве сварщика или на участке отсутствует электричество, используйте вязку.

При любом способе необходим опытный напарник. Освоить вязку достаточно просто. Как видно из нашей статьи, данный способ оптимальный для малоэтажного строительства.

Способы армирования фундамента

При установке каркаса применяют два метода соединения прутков:

  • с использованием сварки,
  • с применением технологии вязки арматуры проволокой.

При любом методе армирования делается каркас, состоящий из поперечной и продольной арматуры. Поперечное усиление ставится через равные промежутки и соединяется с продольными стержнями. В идеале получается каркас, состоящий из равных прямоугольников. Поперечное усиление загибается с помощью специального устройства. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Итак, вы уже определились с техникой соединения. Рассмотрим каждый процесс более подробно.

Технология сварки арматуры

Хотя сварка арматуры для фундамента более трудоемка, чем вязка, полностью отказаться от нее невозможно. На больших стройках при возведении многоэтажных домов нельзя обойтись без сварки. Фундаменты таких сооружений несут увеличенные нагрузки, поэтому и требования по прочности предъявляются соответствующие. Чтобы арматуру для фундамента варить, используют специальные марки изделий – А400С или А500С. Диаметр прутков находится в пределах 3-5 сантиметров. Для работ применяется контактная точечная сварка. Учитывая тот факт, что при перегреве металла происходят изменения структуры, вызывающие ослабление прочностных характеристик, желательно, чтобы сварка арматуры для фундамента проходила на специализированных предприятиях либо проводилась на стройплощадках квалифицированными сварщиками.

При сварке у арматуры снижается прочность и нарушается внутренняя структура

Изготовление сварных каркасов в промышленных условиях проводится в несколько этапов:

  • отделом технического контроля проводится проверка качества материалов, которые планируется использовать при изготовлении каркаса. Отбраковывается материал, не соответствующий требованиям стандартов и техническим условиям;
  • круглый прокат из стали Ст.0 или Ст.3, предварительно очищенный от ржавчины, грязи, подвергают правке, разметке, резке на заданную величину. Проводится зачистка элементов абразивным инструментом;
  • заготовки соединяются в плоскую конструкцию. Точечная сварка арматуры производится при диаметре заготовки до 26 миллиметров. При работе с арматурой увеличенного диаметра происходят деформации конструкции от сильного нагрева при сварке. Чтобы избежать искривлений, элементы слегка прихватывают;
  • с помощью специальных кондукторов, плоские элементы устанавливаются вертикально друг над другом на расчетном расстоянии. Кондукторы изготавливают с высокой степенью точности – отклонения от заданных параметров не превышают трех миллиметров;
  • производится предварительная связка элементов;
  • проверяется соответствие пространственной конструкции техническому проекту, корректируется вся сборка в целом, определяется необходимая длина сварочных швов. Во избежание деформаций элементов от перегрева четко определяется последовательность сварки соединений;
  • окончательно сваривают пространственную конструкцию.

Чаще всего этот метод используется в тех местах, где грунт имеет устойчивое положение, то есть он оседает не слишком сильно

Почему арматуру вяжут а не сваривают

  • 1 Что лучше сварка или вязка арматуры
  • 2 Почему нельзя сваривать арматуру для фундамента 2.1 Как укрепить фундамент
  • 2.2 Технология вязки арматуры

3 Вязка арматуры: для чего нужна вязка арматуры для фундамента и как ее сделать своими руками
4 Как правильно вязать арматуру — советы от Мастера

  • 4.1 Почему арматуру вяжут в большинстве случаев, а не варят? Отличаются ли соединение арматуры при помощи сварки от механического соединения?

4.2 Каковы необходимые инструменты и материалы для вязки?
4. 3 Пластиковые бобышки (фиксаторы) — что это такое? И для чего они используются?
4.4 Расскажите, пожалуйста, про каждый инструмент — опишите его достоинства, недостатки, когда какой следует применять (простой крючок, самодельный крючок, винтовой крючок, пистолет)?
4.5 Отличается ли способ вязки в зависимости от части дома — стена, фундамент, перекрытие?
4.6 Сколько времени занимает вязка арматуры?
4.7 Существует ли некая норма расхода проволоки?
4. 8 Производители вязальных пистолетов утверждают, что при помощи данного устройства все узлы будут затянуты с одинаковым усилием! А насколько это важно — затягивать узлы с одинаковым усилием?
4.9 Какова будет прочность конструкции, если связать неправильно, с недостаточным усилием, или в таком случае соединение лопнет вообще?
4.10 Какие еще способы скрепления арматуры вы знаете ?

Арматурой в строительстве называется набор некоторых элементов, соединённых между собой. Используется она вместе с бетоном в различных железобетонных сооружениях.

Основным назначением арматуры является усиление бетона в сжатой зоне, а также преодоление напряжений растяжения, возникающих при эксплуатации сооружения.

Для чего же вязать арматуру? Например, для фундамента. Ведь фундамент — это основа всего сооружения, и правильная его организация является залогом долговечности всей конструкции. Но почему именно связывать, а не сваривать? В этом нам и придётся разобраться.

Арматура в фундаменте очень важна, так как она придаёт прочность и устойчивость зданию. В строительстве самым распространённым видом фундамента является ленточный фундамент. Он достаточно прочен для того, чтобы даже начинающий строитель смог с ним справится. В случае организации других типов фундаментов процесс соединения частей арматуры практически не будет отличаться.

Когда требуется провести армирование строительной конструкции с помощью сетки или каркаса, а арматурный диаметр не превышает значения в тридцать два миллиметра, то для соединения частей арматуры могут использоваться один из трёх методов. Соединение может быть организовано с помощью сварки, вязки или нахлёстки.

Самое интересное, что за окном уже двадцать первое столетие, строительные технологии развиваются поразительными темпами, а главным и доминирующим видом арматурного соединения как было, так и остаётся ручное сваривание. Тем не менее, у данного метода соединения имеется достаточное количество серьёзных проблем.

Первая трудность, с которой столкнётся строитель, это высокая трудоёмкость процесса. Если нужно построить здание достаточно больших размеров, то без огромного количества сварщиков обойтись будет необычайно трудно. Второе, что следует отметить, это способствование сварки снижению прочности арматуры.

Ведь готовый стержень закалён, а сварка, вследствие высокой температуры, ослабит его. Если диаметр арматуры превышает двадцать миллиметров, то такой вид сварки применять строго не рекомендуется. Ещё один недостаток ручной сварки заключается в том, что она приводит к увеличению жёсткости конструкции.

А это может пагубно сказаться на её целостности в будущем при эксплуатации. Могут даже трещины пойти. Опытные строители всё чаще и чаще отказываются от этого метода в пользу более эффективной проволочной вязки.

Вязка арматуры является в некоторой степени новшеством в строительном мире. Широкую популярность она приобрела вместе с модным ныне строительством коттеджей. Вязка лишена всех тех недостатков, которые присущи свариванию арматуры.

Вязка арматуры для фундамента чаще всего осуществляется вручную с помощью специальных крюков и простых пассатижей. Материалом вязки служит проволока диаметром менее двенадцати миллиметров.

Однако, всё чаще и чаще для вязки используются специальные пистолеты, которые автоматизируют процесс.

Итак, для начала нужно определиться с количеством и весом арматуры. необходимой для строительства. Затем купить арматуру и приступать к вязке.

Виды арматуры

Требования к арматуре для устройства железобетонного фундамента регламентируется ГОСТ10922-2012. Стандарт определяет марку, диаметр сечения, допустимые нагрузки и прочие характеристики арматурной стали, применимые к конкретным условиям строительства. Проектные организации рассчитывают нагрузки на фундамент, составляют оптимальные схемы раскладки арматуры, рассчитывают ее параметры и потребность. Проектирование армирования – непременное условие для фундаментов высотных зданий, общественных сооружений, производственных цехов.

Для небольших строений технология армирования позволяет назначать сечения и методы крепления, исходя из параметров конкретного строительного объекта и места его расположения. Такой подход обусловлен тем, что фундаментная лента, как правило, воспринимает незначительные нагрузки.

В частном малоэтажном домостроении возможно использование усреднённых нормативов, общих принципов армирования.

Раскладка арматуры фундамента предполагает разделение стержней на три основные группы по их пространственному расположению в конструкции армокаркаса:

  • Рабочие пруты. Раскладываются вдоль фундаментной ленты.
  • Поперечные горизонтальные стержни.
  • Арматура, расположенная вертикально.

Поперечные пруты принято называть хомутами.

В частной малоэтажной застройке можно руководствоваться минимально допустимыми размерами сечений:

  • Диаметр рабочей арматуры рассчитывается из соотношения ее площади сечения к общей площади сечения фундамента дома как 1:1000, или 0,1%.
  • При длине фундаментной ленты до 3м – допустимый диаметр арматуры равен 10 мм.
  • Для ленты более 3 м минимальный диаметр – 12 мм.
  • Максимальный диаметр прутов не может превышать 40 мм.
  • Диаметр горизонтальных связей (хомутов) — не менее ¼ диаметра рабочей арматуры.
  • Вертикальные стержни для заглубленной фундаментной ленты должны иметь минимальный диаметр 8 мм.

При строительстве зданий из камня или кирпича рекомендуется укладывать арматуру с добавлением к расчетным нормам 10-20 % по весу, – для дополнительной уверенности в правильности расчетов.

Организация работ

Приступая к работам по созданию армированного каркаса методом вязки, заблаговременно приобретите необходимые инструменты и материалы. Придерживаясь несложных рекомендаций, вы быстро освоите технику соединения и сможете качественно выполнить поставленные задачи:

Расположите нижний ряд горизонтальных элементов конструкции на небольшом расстоянии от поверхности грунта – 4/6 см. Для обеспечения требуемого зазора подойдут деревянные или пластиковые подкладки. Их задача – не допустить соприкосновения каркаса с почвой.
Установите вертикальные элементы на фиксированном расстоянии друг от друга. Соблюдайте равномерность шага. Обеспечьте неподвижность прутков с помощью фиксирующих приспособлений. Оградите металл от контакта с грунтом, неметаллическими подстаканниками

Важно выполнить это требование, чтобы избежать коррозии арматуры в дальнейшем.
Сам процесс вязки отличается тем, что его можно производить как непосредственно на месте возведения здания, так и в специальном цеху

Приступайте к фиксации элементов каркаса
Особое внимание обращайте на надежность соединений. Они должны выдержать этап заливки бетонной смесью, не смещаясь.
При сооружении армирующего каркаса в несколько ярусов соблюдайте равновеликие расстояния между горизонтальными и вертикальными элементами
Проведите дополнительное крепление углов конструкции – они имеют тенденцию сдвигаться во время заливки

Проследите, чтобы угловые части арматуры были загнуты внутрь, а не выступали за рамки основания.
Соблюдайте, заложенные в технических условиях, требования по выбору марок и сортаментов материалов.
Проведите несложные испытания каркаса на прочность после завершения работ. Положите на верхний ярус конструкции доску и пройдите по ней – каркас должен оставаться неподвижным под действием человеческого веса.
Непосредственно перед заливкой бетонным раствором проведите дополнительную фиксацию всей конструкции, чтобы предотвратить отклонения по вертикали.

Материалы и оборудование

Продолжая разбираться в вопросе, нужно ли сваривать арматуру для фундамента, необходимо уделить свое внимание используемым с этой целью устройствам и расходным материалам. Рекомендуется использовать инвертор, выполняющий контактную сварку и работающий на постоянном электротоке. Он значительно эффективней своих трансформаторных аналогов, которым необходим ток переменного значения

Он значительно эффективней своих трансформаторных аналогов, которым необходим ток переменного значения

Рекомендуется использовать инвертор, выполняющий контактную сварку и работающий на постоянном электротоке. Он значительно эффективней своих трансформаторных аналогов, которым необходим ток переменного значения.

Полуавтоматический агрегат работает со специальными электродами, способными варить в среде, насыщенной защитными газами. Оборудование имеет специальный механизм с защитными свойствами, подающий электроды в автоматическом режиме.

Недорогим, но устаревшим вариантом является сварочный трансформатор, соединяющий арматуру при помощи электродов, на которые поступает переменный ток. Такой тип оборудования работает через выпрямитель, преобразующего переменный ток в постоянный. Как и прочее оборудование, агрегаты для контактной сварки делятся на две группы – профессиональные устройства и бытовые.

Электроды, которыми выполняется сварка, меняют химический состав соединительного шва. В основе таких элементов заложены металлические стержни, покрытые особым составом, сгорающим во время проведения сварных работ.

Такой расходный материал отличается маркировкой:

  • «У» – контактная сварка разрешена для изделий из низколегированного металла;
  • «Л» – можно формировать каркасы из легированного металла;
  • «Т» – свариваются теплоустойчивые сплавы;
  • «В» – такие электроды рекомендуются для стыковки высоколегированных стальных изделий;
  • «Н» – с их помощью наплавляются дополнительные слои.

Кроме рассмотренного здесь расходного материала, во время сварки используют сплошную или порошковую проволоку, с помощью которой формируются наплавленные швы.

В порошковой проволоке имеется особый состав, облегчающий формирование шва и повышающий его качественный уровень. Диаметр такой проволоки варьируется в пределах 0.3 – 12 мм.

Возможные неполадки при сварке

Чаще всего встречаются такие неполадки.

  • Прилипание электрода. Сила тока недостаточна, следует ее увеличить.
  • Выжигание поверхности без прилипания к ней. Сила тока завышена, ее нужно уменьшить.
  • Трудности с «ловлей» дуги, стержень прожигается. Требуется электрод с меньшим сечением.
  • Вспенивание шлака, горение электрода «козырьком». Электрод бракованный или на грани выработки. Подлежит замене.

Сама технология сварочных работ не слишком сложна; при необходимости работы по сооружению каркаса под несущую конструкцию могут быть проведены прямо на стройплощадке. Если строительные объемы невелики, нередко рабочие, сооружающие фундамент, так и поступают.

Сварка для устойчивых почв

Процесс сварки арматурного каркаса

При больших объемах строительных работ элементы свариваются воедино в заводских условиях. Вкратце данный процесс выглядит следующим образом.

Заготовка арматуры

  • Заготовка арматуры; проверка качества элементов. На этом этапе выбираются арматурные заготовки, соответствующие стандартам и определенным характеристикам.
  • Зачистка заготовок. На данном этапе с арматуры снимают не только грязь и пыль, но и следы коррозии, если они имеются. А материал обрабатывается соответствующим образом.
  • Разметка и нарезка элементов в соответствии с планом здания. Производятся замеры, согласно проекту и материал нарезается в необходимом количестве.
  • Из прутьев собирается и при помощи сварки прихватывается горизонтальная конструкция.
  • Вертикальные элементы размещаются на расчетной дистанции; проверяется их перпендикулярность остову каркаса.
  • Прутья еще раз выверяют на адекватность всей арматурной конструкции.

Сваренная арматурина

На последнем этапе проводятся финальные сварочные работы для окончательного соединения элементов в запланированный проектом каркас.

Процесс сварки

Используемые виды арматуры

До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:

  1. Это обычная стальная.
  2. Композитная.

Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.

Стальная

 Металлическая арматура – это шесть классов, которые друг от друга отличаются процентным содержанием легирующих добавок. И чем последних больше, тем выше класс, тем выше характеристики.

Сами по себе арматурные стержни – это прутки с гладкой или рифленой поверхностью. Первый класс – гладкий, остальные рифленые.

Рельефная структура – это увеличение площади сцепления арматуры с бетонным раствором. К тому же выступы выполняют функции сдерживающих бортов, когда арматурная конструкция начинает работать на растяжение.

Стержни с более высокими характеристиками и размерами слишком дороги, при этом выполняют те же функции при не самых больших нагрузках. А низшего класса арматура для фундаментов слабовата. Но надо добавить, что в армирующих каркасах даже гладкая арматура используется. Она не является основной, но для перемычек, раскосов, связок и прочих не нагружаемых узлов ее применяют.

При выборе необходимо обращать внимание на маркировку изделия, особенно на индексы. Вот только два из них:

  1. «С» — это обозначение, что арматуру можно сваривать.
  2. «К» — в сталь были внесены антикоррозийные добавки. Этот тип является самым дорогим, так что в частном домостроении не используется.

Что касается сварной арматуры, то она также не самый дешевый вариант. Поэтому для частников оптимальный вариант – вязка стальной проволокой. Что касается вопроса, какой проволокой вяжется армирующий каркас, то о ней будет разговор ниже.

Композитная

 Эта разновидность является материалом относительно новым. В ее основе лежит пластик, куда добавляются наполняющие его компоненты: стекло, углерод, базальт.

Самой популярной является стеклопластиковая разновидность, потому что она просто дешевле двух других практически при тех же прочностных характеристиках.

Если говорить о технических характеристиках этого материала, то:

  1. Прочность на растяжение у пластиковой арматуры 1000 МПа, у стальной 390.
  2. Она легче металлической в 3,5 раза.
  3. Сталь коррозирует, пластик нет.
  4. Он не проводит электрический ток.
  5. У него низкая теплопроводность.

Что касается отрицательных сторон, то:

  1. Металлическая арматура по упругости лучше.
  2. Пластик относится к категории слабо горючих материалов.
  3. При нагреве он размягчается.
  4. Связать арматуру стеклопластиковую можно только хомутами или проволокой, стальная может свариваться.

Сегодня еще не разработаны четкие рекомендации по технологии использования композитной арматуры, поэтому специалисты рекомендуют применять ее в фундаментах под легкие постройки. Под тяжелые лучше укладывать стальную.

Способы соединения арматуры

Поскольку арматурный каркас собирается непосредственно на строительной площадке – для оперативного выполнения этой части работ используются простейшие способы соединения стержней. Самым распространенным и надежным принято считать вязку арматуры посредством предварительно отожженной мягкой проволоки.

Способы соединения арматуры: 1 – вязка, 2 – сварка, 3 – пластиковые хомуты.

Технология такого соединения предельно проста, но для многих новичков в строительных делах она неприемлема из-за отсутствия соответствующих навыков. Поэтому некоторые из них предпочитают выбрать второй вариант соединения, при котором потребуется запастись сварочным оборудованием. Такой подход еще раз вынуждает обратиться к основному вопросу данной статьи: а допускается ли варить арматуру под фундамент и не приведет ли это к его ослаблению?

Особенности вязки

Чтобы определиться с выбором метода сборки армирующей конструкции – следует подробнее ознакомиться с процедурой вязки. Этот способ относится к универсальным приемам соединения прутьев, пригодным как для стальной, так и для стеклопластиковой арматуры. Функцию крепящего элемента при этом методе сборки выполняет отожженная проволока диаметром порядка 0,8-1,5 мм. Расход вязальной проволоки варьирует в пределах от 5 до 20 кг на тонну металла.

Перед началом работ потребуется приготовить короткие отрезки длиной около 25-30 см и специальный крюк для вязки арматуры. Последовательность действий следующая.

  1. Сначала проволока складывается вдвое.
  2. Затем образовавшаяся петля перекидывается вокруг сборных элементов.
  3. В завершении она захватывается крючком и несколько раз проворачивается, образуя скрутку.

Вся процедура при наличии навыков выполняется за считанные секунды, а научиться этому удается довольно быстро. На видео ниже представлен пример того, как правильно вяжется арматура и какой скорости может достичь профессиональный арматурщик.

Основное достоинство вязки – возможность работать в отсутствии электропитания. Единственное требование в этом случае – хорошая освещенность зоны монтажа. К плюсам метода, относят и дешевизну проволочных заготовок (электроды и аренда сварочного агрегата обойдутся намного дороже). Поэтому профессиональные строители чаще вяжут арматуру, а не сваривают, при сборке стальных каркасов для армирования ленточных фундаментов и других железобетонных конструкций.

Достоинства и недостатки сварки

При определенных условиях сварка каркаса представляется более надежным вариантом решения поставленной задачи. Но при этом ее применение, как правило, ограничивается сложностями климатического характера (сильный дождь, например) или отсутствием электрической подводки. С другой стороны, в отличие от вязки в нормальных условиях сварка может применяться повсеместно (помимо ситуации с тонкими стержнями).

Многие начинающие строители основной причиной сложности использования этого метода считают дороговизну оборудования, в комплект которого входят следующие наименования:

  • Сварочный агрегат.
  • Несколько упаковок электродов нужного типа.
  • Комплект средств защиты сварщика (включая очки и спецодежду).

Во время выполнения работ важно строгое соблюдение требований техники безопасности. Чтобы исключить возможность получения ожога – нужно будет запастись индивидуальными средствами защиты (маской, рукавицами и специальным рабочим снаряжением). В определенных условиях исполнителю потребуется получить наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности

В определенных условиях исполнителю потребуется получить наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности.

Каких-либо противопоказаний к использованию сварки при сборке каркасов не существует. Кроме того, в соответствие с указаниями нормативных документов при работе на фундаментных конструкциях с арматурными стержнями увеличенного размера, этот способ – единственно допустимый. Так как конструкции каркасов из арматуры диаметром 32 мм и выше получаются слишком массивными, из-за чего проволочные скрутки не всегда способны выдерживать возросшие нагрузки.

Отличительные особенности

Сами способы соединения прутьев являются абсолютно разными. Сварка предполагает фиксацию деталей под высокой температурой с частичным расплавлением. Соответственно конструкции подвергаются значительному нагреву. Вязка не предполагает нагрева или какого-либо иного воздействия на материал.

Более простым решением является связывание арматуры. Это можно сделать достаточно быстро и практически в любых условиях. Прутья связывают как непосредственно на объекте, так и в отдельном цеху. Многие производители предлагают уже готовые связанные каркасы, выполненные по индивидуальным заказам.

Вязка считается более правильным решением с точки зрения дальнейшей прочности конструкции, поскольку не приводит к изменению свойств металла. Вследствие сварки ухудшаются свойства стали. Металл отпускается (становится более мягким) в процессе сваривания, вследствие чего значительно теряется жёсткость, арматура становится менее прочной на растяжение.

Далеко не все виды прутков можно варить. Это особенно актуально для изделий из легированной стали, которая не только отпускается, но и теряет легирующие вещества. Вследствие сваривания ухудшается качество самой стали.

Из-за ослабления арматуры снижается качество и надёжность самих железобетонных конструкций. В бетоне могут образовываться трещины и другие дефекты. Поэтому в современном строительстве чаще используют методику связывания, позволяющую добиться наивысшей прочности железобетонных конструкций. Контактная сварка вредит прочности значительно меньше, однако сама технология более сложная и, как правило, не реализуемая в домашних условиях.

Сварка выигрывает за счёт возможности создания более жёсткого каркаса, удобного в установке. Но, это преимущество нельзя считать значимым из-за ухудшения качества итоговой конструкции. Поэтому сварку лучше применять только для соединения стержней в конечных точках, чтобы в остальных местах их было проще связывать.

Вязка или сварка

При возведении фундамента первый раз у новичков возникает вопрос: какому методу отдать предпочтение? Различают следующие факторы, которые влияют на выбор технологии вязки или сварки:

  • Технические. При строительстве высотных зданий предпочитают способ сварки. Здесь важна скорость работы и опыт сварщика. Основание под бани, сараи, частные дома строят с применением технологии вязки.
  • Природные. На подвижных грунтах применяют только метод вязки.
  • Толщина и марка стали. Не каждый стальной стержень подойдет для сварки. Для процесса используется специальная сталь, обозначенная буквой «С». Не рекомендуется варить прутки меньше 15 мм в диаметре.
  • Человеческий фактор. Если сомневаетесь в мастерстве сварщика или на участке отсутствует электричество, используйте вязку.

При любом способе необходим опытный напарник. Освоить вязку достаточно просто. Как видно из нашей статьи, данный способ оптимальный для малоэтажного строительства.

Минимизация негативных воздействий

Понятно, что природные факторы преодолеть не удастся (во всяком случае, в большинстве вариантов). Однако снизить отрицательное влияние сварки на металл в строительных работах считается вполне возможным. Специалисты разработали целый комплекс мер, направленных на минимизацию потерь при сварочных работах.

  • Выбор арматуры под каркас. Настоятельно рекомендуется использовать прутья, отнесенные к классу A400C либо А500С. Их диаметр и содержание в металле углерода являются оптимальными для оборудования несущей конструкции способом сварки.
  • Подбор электродов. Они должны соответствовать диаметру элементов, собираемых в каркас. Если предполагается использовать относительно тонкие прутья, годится большинство электродов, имеющихся в продаже. Если арматурный каркас сооружается из элементов с диаметром больше 14 мм, придется запасаться для этих случаев специализированными электродами. Причем желательно приобретать те из них, которые предназначены для работы с низкоуглеродистой сталью. Такие электроды менее интенсивно воздействуют при сварке на металл и обеспечат получение конструкции с большей прочностью.
  • Сварочный аппарат. Для сварки арматуры для фундамента при соединении арматурных элементов рекомендуется использовать оборудование с плавным регулированием силы подаваемого тока. Недостаточный ток не даст возможности добиться надежного, прочного и качественного шва, что впоследствии может привести к проседанию фундамента, а то и к разрушению здания в целом. Избыточно интенсивный ток перекалит металл, и арматурный элемент после остывания приобретет хрупкость.

Нужен сварочный аппарат

Чтобы сварное соединение вышло максимально прочным, требуется как можно крепче прижать друг к другу свариваемые элементы. Однако сделать это довольно трудно. Некоторые мастера советуют использовать шлифовальный инструмент. Прутья зачищаются до относительной гладкости, и площадь соединения арматуры возрастает.

И, наконец, встречаются рекомендации в строительных работах по обработке швов антикоррозийными составами. В месте соединения сваркой металл становится более уязвимым к воздействию влаги, а раствор, из которого заливается фундамент, содержит ее предостаточно и сохнет продолжительное время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий