Всё, что нужно знать про высолы на тротуарной плитке
Эту статью будет полезно прочесть тем, кто собирается приобрести вибропрессованную тротуарную плитку. Здесь описывается, что такое высолы, с чем связано их появление и как от них избавиться.
Основные понятия
Высолами принято называть белесый налет, который появляется на поверхности изготовленных из бетона изделий.
Такое явление – логичный результат химического контакта цемента с водой. Как правило, наличие малозаметных пятен и полос – это норма. Однако, иногда они очень сильно проявляются, искажая пигмент брусчатки.
В целом, такое явление временное – белесые полосы и пятна, спустя время исчезают естественным путем.
Существует три типа высол:
- первичные – возникают в ходе производства, во время затвердевания плитки;
- вторичные – образуются в процессе хранения продукции без надлежащей вентиляции;
- третичные – проявляются на покрытии под влиянием атмосферных факторов.
Налет, появившийся при производстве
Белесый налет, появляющийся во время производственного процесса, — это соль (карбонат кальция). Она образуется при затвердевании бетонных изделий, когда гидроксид кальция Са(ОН)2 проникает на поверхность брусчатки, где контактирует с CO2 (углекислым газом).
Минимизировать образование первичных высол можно, используя в производстве ингредиенты, соответствующие особым требованиям. Производственная компания «АльянсСтрой» изготавливает плитку по инновационным технологиям из компонентов с определенным минеральным составом. Но и это не позволяет гарантировать, что высолы не появятся.
Высолы вторичные, образуемые в процессе хранения
Основной фактор, провоцирующий образование вторичных высол на мощении, — конденсат, возникающий при парниковом эффекте. При хранении продукции на поддонах, закрытых стрейч-пленкой, внутрь может попадать влага. Её избыток начинает скапливаться в местах, где изделия соприкасаются. Там и может проявиться белёсый налёт при длительном хранении продукции.
Предотвратить возникновения парникового эффекта можно, создав оптимальную вентиляцию паллет с тротуарной плиткой. Если есть возможность, их стоит распечатать и хранить брусчатку в открытом виде.
Образование налёта после укладки
Третичные высолы – результат воздействия факторов внешней среды на плитку. Огромное влияние оказывают солевые соединения и скапливающиеся в воздухе газы
Не менее важное значение имеет технология укладки брусчатки
Чтобы снизить вероятность проявления белых пятен и полос, стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- проводить укладку брусчатки на «подушку» из песка или цементно-песчаной смеси с минимальным процентом цемента в составе (эти компоненты могут быть источником растворимых солей);
- обеспечить оптимальные водоотводы на покрытии, чтобы скапливающаяся на покрытии вода не спровоцировала образование высол;
- при обледенении мощения очищать его щадящими противогололёдными средствами. Производители не советуют применять песок и поваренную соль, так как они являются причиной возникновения высол и разрушения плитки.
Высолы – не производственный брак
Белёсый налёт на поверхности мощения не считается браком, так как это ненормируемый параметр. В соответствии с ГОСТ 17608-2017 (пункт 4.6.4) «Плиты бетонные тротуарные. ТУ» появление высол допускается, так как они не имеют негативного влияния на плотность, истираемость и прочность брусчатки, её морозостойкие свойства.
Как избавляться от белых полос и пятен
Если вы, купив и распаковав плитку, заметили на поверхности белый налёт, не спешите бить тревогу. Пятна и полосы смоются дождевой водой. Время их исчезновения зависит от правильности создания подстилающего слоя, дренажа, количества и частоты выпадения осадков.
Своими руками можно избавиться от белесого налета, используя специальные очистители (например, средства «Типром+», «Типром ОФ») в соответствии с инструкцией к их применению.
Необходимые материалы и инструмент
Материал для затирки должен отвечать главному требованию — быть водонепроницаемым. Затирочные составы могут быть сыпучими (сухими) и готовыми.
К ним относятся:
- полимерные смеси;
- шпатлевка и грунтовка;
- цементно-песчаная смесь;
- речной песок.
Полимерные смеси делят на сухие и растворы. Первые — сыпучие, их необходимо замешивать непосредственно перед применением. Вторые — готовые растворы, их используют сразу. Полимерные компоненты, входящие в состав заделки, придают покрытию дополнительную прочность, затирка для брусчатки является износостойкой, морозостойкой и водоотталкивающей. При нанесении таких смесей на покрытии не остается пятен. Однако наряду с качеством заделки имеется и минус — высокая стоимость.
Шпатлевка, смешанная с грунтовкой до сметанообразной консистенции, будет дешевле полимерной затирки, но для цветной плитки ее использовать не рекомендуется, поскольку со временем такая затирка потеряет свой вид и потускнеет.
Цементно-песчаная смесь — еще один вариант шпатлевки. Однако специалисты не рекомендуют замазывать швы таким составом у цветной плитки, т.к. смесь необходимо пролить водой после просыпания, а сделать это аккуратно получается не у всех. Поэтому такую затирку желательно применять для заделки швов тротуарной плитки серого цвета.
Речной песок — бюджетный вариант заделки швов, однако его использование требует постоянного внимания. Песок без дополнительного укрепления со временем вымывается из зазоров, выветривается, поэтому придется следить за его уровнем и при необходимости время от времени подсыпать.
Основные характеристики брусчатки
При выборе брусчатки рекомендуем обратить внимание на несколько основных характеристик:
- Прочность;
- Морозостойкость;
- Влагопоглощение.
Прочность брусчатки может оцениваться по 3-м параметрам:
- 1. На стираемость – отражает показатель износа поверхностных слоев при системном механическом воздействии. Чем меньше этот показатель, тем лучше. Должен быть не выше 0,4 кг/см2.
- 2. На сжатие – отражает сопротивляемость вертикальным нагрузкам. Оптимально 400 кг/см2.
- 3. На изгиб – отражает сопротивляемость косым нагрузкам, которые появляются при неправильной укладке. Оптимально не менее 60 кг/см2.
Если укладка брусчатки планируется для устройства подъездного пути или парковки, рекомендуется выбирать разновидности, обладающие минимальной стираемостью, а также высокой сопротивляемостью на сжатие и изгиб. То же актуально для мощения мест крупного скопления людей (например, общественные площади).
Для садовых тропинок и подобных территорий подойдет и менее прочная брусчатка, так как высокого воздействия в таких местах не оказывается.Морозостойкость отражает число циклов заморозки-разморозки в температурном диапазоне от -20°C до +20°C, что особенно актуально для российского климата. Среднее количество таких циклов – 4-6 за год. Разделите показатель морозостойкости на среднее значение 5, чтобы определить, сколько лет может прослужить брусчатка.Влагопоглощение отражает темп впитывания воды, чаще всего указывается в процентах. Например, если показатель влагопоглощения равен 1%, то на каждый килограмм массы брусчатки будет впитываться 10 г. Чем меньше данный показатель, тем лучше.
Описание существующих разновидностей брусчатки
Вид брусчатки | Описание |
---|---|
Из природного камня | Каменная брусчатка, особенно гранитная, обладает высокой прочностью, и является одной из первых разновидностей данного материала. Укладка брусчатки гранитного типа способна обеспечить длительный срок службы. Изготавливается путем выпиливания фрагментов из каменных глыб – гранит является горной породой, что обеспечивает высокое качество. Такая брусчатка, несмотря на обработку, будет иметь шероховатую поверхность. Является наиболее прочной разновидностью данного материала. Однако из-за высокой стоимости и массы камней возникла потребность в разработке аналога, имеющего схожие эксплуатационные характеристики, но отличающего по стоимости в более выгодную сторону. |
Искусственная бетонная | Бетонная и полимерная бетонная брусчатка изготавливается по технологии вибрационного литья с добавлением красящего пигмента, что обеспечивает разнообразность формы и цвета, а также высокое качество лицевой поверхности. Является наиболее выгодной разновидностью брусчатки. |
Клинкерная | Клинкерная брусчатка также обладает высоким качеством, и представляет собой, по сути, кирпич определенной формы. Изготавливается из керамических сортов глины. При производстве используется прессовка и обжиг, что повышает стоимость материала, в сравнении с бетонными разновидностями искусственной брусчатки. Часто уступает по прочности каменной и бетонной, однако укладка брусчатки клинкерного типа вполне подходит для благоустройства пешеходных зон. |
Резиновая | Резиновая брусчатка производится из резиновой крошки, являясь продуктом переработки резиновых изделий. Обладает высокой адгезией (сцепление) и безопасностью. Часто используется для укладки на детских и спортивных площадках. |
В зависимости от области применения и бюджета, можно выбрать наиболее подходящий вид материала
При выборе обращайте внимание на характеристики. При этом качественно подготовленное основание и правильная укладка брусчатки может обеспечить более длительный срок службы покрытия, даже если выбор пал на не самую прочную разновидность
Зачем обрабатывать уже уложенную плитку
Уложенная плитка создает прочное и функциональное покрытие. Лак для тротуарной плитки поможет обновить и придать ей новый оттенок и стильность. Зачастую обработка не только изменяет внешний вид, она придает поверхности прочность, долговечность, а также стойкость к любым силовым воздействиям. Если плитка начинает приходить в негодность и теряет свой внешний вид, то при отсутствии возможности ее замены можно с помощью пропитки и внешней обработки придать ей начальный вид.
Тротуарная плитка теряет свои свойства и разрушается из-за проникновения внутрь нее воды, которая создает пустоты и поры и способствует этим появлению трещин и проникновению грязи. Чтобы уберечь плитку от воздействия воды, применяют два варианта – это гидроизоляция красками и лаками и гидрофобизация пропитывающими лаками и другими средствами.
Гидроизоляторы создают наружную защиту, а гидрофобизаторы полностью пропитывают плитку и защищают ее не только сверху, но и распространяют свою защиту на весь объем.
Зачем нужна затирка швов тротуарной плитки
Долговечность замощенной тротуарной плиткой дорожки или площадки зависит от утрамбовки
Важно не только, чтобы основа была плотной и хорошо утрамбованной, но и чтобы плитка плотно прилегала элемент к элементу. Поверхность вибропрессованной тротуарной плитки является шероховатой
Поэтому между элементами есть щели в любом случае, какой бы точной геометрии не имела продукция того или иного производителя. Соответственно такую поверхность нельзя назвать полноценно крепкой и плотной.
Еще одной причиной важности засыпки швов плитки является природный и биологический мусор. Засыпаемый песок имеет весьма мелкую фракцию, которая не позволяет испортить внешний вид плитки, если вдруг будет необходим демонтаж с последующей укладкой в другом месте
Твердый мусор, попадая в швы, может начать разрушать элементы плитки от естественной вибрации при проезде автомобилей и хождения пешеходов. Биологический мусор при этом может привлекать птиц, которые своими клювами могут подтачивать плитку. Гниение биологического мусора сопровождается выделением влаги. Внешний вид плитки испортится из-за подтеков от гниения.
Однако есть еще более весомая причина необходимости засыпки швов. Этой причиной является вода. Большинству строительных материалов вода может нанести вред. И в большинстве случаев этот вред наносится при смене агрегатного состояния воды. Осенью или весной, когда ночью наблюдаются заморозки, крайне опасной является дождливая погода. Вода попадает в щели в жидком состоянии. Ночью она замерзает. Как известно, вода при замерзании увеличивается в объеме. И вот это свойство воды является губительным для бетонных материалов, к которым относится тротуарная плитка. Если между плитками будут щели, не засыпанные песком, то замерзшая в них вода начнет давить, расширяясь в объеме. В итоге тротуарная плитка может быстро начать разрушаться, крошиться.
Некоторые рекомендации при проведении работ
Укладка покрытий зимой требует предварительной подготовки земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Обустройство поверхности на замерзшем грунте может привести к механическому повреждению полотна при эксплуатации. Под воздействием низкой температуры влага на подстилающей поверхности превращается в лед. Свойство воды расширяться в объеме при замерзании приводит к деформации основания укладки. В процессе таяния происходит усадка элементов кладки. Для ускорения оттаивания при проведении работ не рекомендуется использовать средства, которые могут спровоцировать возникновение высолов на поверхности брусчатки, тротуарной плитки.
Процесс обустройства территории в зимнее время требует соблюдения технологии проведения работ. На основание, предварительно очищенное от снежного покрова, устанавливается специальное укрытие высотой 1,5 м. Внутри располагаются генераторы тепла, которые прогревают основание в течение 48 часов и поддерживают температуру +15ºC. В результате проведения этого мероприятия почва должна прогреться на глубину 40-50 см. Для подтверждения факта прогрева закладываются шурфы по всей площади, на которой будет установлено покрытие. Элементы кладки, инструмент располагаются внутри укрытия (тепляка).
Технология кладки плитки на асфальтовое покрытие
Необходимые инструменты и материалы:
- песок (лучше мытый речной);
- цемент сухой;
- вода;
- правило;
- грабли.
Чтобы было легче выдержать одинаковую толщину на всем участке, можно воспользоваться направляющими из трубок. Граблями равномерно распределяем смесь по размеченному участку.
Перед тем как положить плитку на асфальт, необходимо подготовить территорию. Прежде всего нужно насыпать слой песка толщиной около 5-10 см. С помощью этого можно выровнять всевозможные выбоины, выступы и другие неровности на старом покрытии. Далее песок необходимо аккуратно разровнять, при помощи граблей и правила, а уплотнить его можно, полив водой из лейки. После этого не будет лишним насыпать слой из специальной смеси цемента и песка, которая продается в готовом виде в строительном магазине. Однако дешевле будет приготовить такую смесь самостоятельно. Для этого нужно взять песок с цементом из расчета 3:1 и тщательно перемешать. Слой следует укладывать толщиной не более 5 см, после чего его также можно сбрызнуть водой. Когда смесь схватится, она будет лучше держать тротуарную плитку и не позволит ей смещаться.
Технология заливки бетонной стяжки
Материалы и инструменты, необходимые для стяжки:
- цемент;
- песок;
- щебень;
- вода;
- ровные и длинные доски;
- правило.
Чтобы плиточное покрытие не расползалось в стороны, его желательно закрепить бордюрами. Их устанавливаем на бетонную подушку по краям площадки или дорожки.
Если асфальт настолько бугристый и неровный, что слой песка не помогает решить проблему, то остается только уложить на площадку бетонную стяжку, толщина которой должна быть 10 см и более. Заливка готовится из смеси цемента, песка и щебня. Материалы необходимо взять из расчета 1:3:2. Перед началом проведения работы можно установить опалубку из досок по всему периметру участка. Эта мера необходима во избежание расползания и растекания стяжки в стороны
Важно знать, что опалубка должна быть такой же высоты, как и будущая заливка. Через 2-3 дня закрепленные доски убираются, а края стяжки засыпаются грунтом, что поможет избежать сколов. После этого на бетон можно положить плитку, соблюдая при этом технологию
После этого на бетон можно положить плитку, соблюдая при этом технологию.
Чтобы избежать образования пустот под покрытием и дальнейшего обрушения, нужно просверлить асфальт перфоратором в нескольких местах. Причем чем больше таких отверстий, тем лучше. Эта небольшая хитрость позволит воде не скапливаться в слоях основания, а уходить в землю
Также важно знать, что, прежде чем уложить тротуарную плитку на старое покрытие, необходимо заранее собрать информацию о возрасте асфальта и его качестве. Дело в том, что по внешнему виду нельзя точно определить состояние его основания. Окончательно пришедший в негодность асфальт лучше все же демонтировать
В противном случае сложного и дорогостоящего ремонта не избежать
Окончательно пришедший в негодность асфальт лучше все же демонтировать. В противном случае сложного и дорогостоящего ремонта не избежать.
Если, укладывая плитку на асфальт, соблюдать все необходимые технологии, то имеется возможность не только сэкономить время и силы, но и избежать лишних финансовых затрат в процессе демонтажа. Кроме того, строго следуя всем инструкциям, можно заставить старое покрытие работать в роли дополнительного укрепления, что, несомненно, увеличит срок службы новой дорожки.
Укладка плитки своими руками
Если подготовительные работы завершены, можно приступить к самой укладке.
Для того, чтобы правильно уложить плитку, нужно класть её от себя, при этом не наступать на уже выложенные участки. Укладывать плитку нужно ровно, прижимая обеими руками. Если не получается уложить её так, чтобы она была неподвижной, то необходимо ещё раз проверить ровность поверхности. Во время работ используется уровень через каждые 3 метра. Промежуток между плитками должен составлять около 4 мм. Если остались пустые незаполненные места, то необходимо вырезать болгаркой нужные формы плиточек.
После завершения укладки, нужно посыпать поверхность чистым песком и уплотнить плитки при помощи виброплиты. После этого ещё раз посыпать песком и оставить на несколько дней. Удалить излишки песка веником или метлой. Работа окончена!
Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете подобрать интересующую вас тротуарную плитку, а также без лишних вопросов уложить её на запланированную поверхность. Главное, во время работ соблюдать все пункты. Только в этом случае вы сможете обеспечить своей плитке красивый вид, а также самый долгий срок службы! Удачи в укладке!
Подготовительный этап: разметка и трамбовка площадки
Для начала следует определиться с размерами участка и учесть все нюансы, создать для удобства план-чертеж. Выбираем тип плитки, какой узор или цвет хотели бы. Учитывая размеры, подсчитываем количество материала. Желательно также разметить участок, для этого используйте колышки и веревку.
Проверьте несколько раз все нюансы, учтите неудобства и прочие
Особенно внимание обращайте на растительность, деревья или кустарники нужно обойти или вовсе удалить с участка, особенно если это молодые деревца. По мере разрастания корни деревьев или кустарников начнут поднимать почву, за счет этого будет наблюдаться вспучивание плитки, которая будет ломаться, подниматься и проседать в каких-то местах. Поэтому отступление от саженца лучше делать не менее метра, а лучше больше
Поэтому отступление от саженца лучше делать не менее метра, а лучше больше.
Перед укладкой тротуарной плитки надо провести работы по подготовке грунта. В первую очередь необходимо снять верхний слой почвы, что позволит выровнять неровности, уплотнить грунт и создать песчано-гравийную подушку. Характеристики площадки зависят от назначения участка. Для обустройства тротуаров делают площадку 20 см глубиной, а для автомобильных парковок и подъездов 27-30 см.
После того, как углубление выкопано, необходимо утрамбовать почву. Для этого ее надо полить из шланга с разбрызгивателем, после чего нужно пройтись трамбовкой. Несложная в исполнении процедура играет важную роль в долговечности тротуарного покрытия, так как она позволяет предотвратить проседание процесс проседания площадки, которое наблюдается с течением времени эксплуатации дорожного покрытия.
Подготовительные работы
Способы укладки тротуарной плитки просты. Планирование расположения, ширины длины дорожек проводится перед приобретением материала. Точные расчеты помогут избежать излишних расходов, необходимости в спешке докупать недостающую плитку.
Сначала при помощи рулетки проводится разметка будущих дорожек. Устанавливаются деревянные колышки или металлические прутья, на которых фиксируется шнур, определяющий границы, выносится уровень высоты. Дерн необходимо удалить при помощи штыковой лопаты. Глубина снятия слоя составляет 15−20 сантиметров
Важно, чтобы после этого не оставалось семян и корней растений. В противном случае они будут прорастать. Выбор основы зависит от состава почвы и от способа укладки тротуарной плитки
В большинстве случаев создается слой гравия или щебня. Он предотвратит негативное воздействие влаги, перепадов температур на тротуарную плитку
Выбор основы зависит от состава почвы и от способа укладки тротуарной плитки. В большинстве случаев создается слой гравия или щебня. Он предотвратит негативное воздействие влаги, перепадов температур на тротуарную плитку.
Для пешеходных дорожек достаточно создать несущий слой толщиной чуть больше 15 сантиметров. Если планируется проезжать по дорожке на автомобиле, слой увеличивается до высоты в 25−30 сантиметров. Засыпанный гравий или щебень разравнивается, создаются необходимые уклоны и материал поливается водой.
Для того чтобы избежать нарушения целостности поверхности дорожки создаются бордюры. В их качестве можно использовать готовые пластиковые элементы, бордюрный камень или окантовать дорожки кирпичом, поставленным на ребро. Бордюры устанавливаются в вырытые канавки, которые можно залить небольшим слоем раствора, приготовленным из цемента М400−500 и песка, в соотношении 1:3. Обязательно нужно сделать водостоки, канавки для отвода воды. Это исключит застаивание, образование болотистого слоя. Край бордюра должен достигать ½ высоты плитки.
Выравнивающие слои
Выравнивающим слоем является песок. Материал должен быть чистым, без посторонних включений. Первоначально выставляются выравнивающие рейки, которые закрепляются песком. Слой песка составляет около 5 сантиметров. Выровнять его нужно при помощи правила или граблей.
Тротуарная плитка, уложенная без предварительного уплотнения выравнивающего слоя должна быть примерно на сантиметр выше, чем выставленный уровень. Песок обильно проливается водой. На 1 м2 необходимо вылить около ведра воды. Если стоит пасмурная погода, трамбовка песочного слоя проводится на следующий день после полива. В сухие солнечные дни к этой работе можно приступать примерно через три часа.
Верхний слой — цементно-песчаный. Можно приобрести готовый материал. При создании смеси самостоятельно на 1 часть цемента марки М150 нужно брать 3 части песка и тщательно размешивать компоненты. Приготовленный материал распределяется по утрамбованной песочной поверхности слоем около 4-х сантиметров толщиной. Стяжка выполняется при помощи швеллера. В дополнение к цементно-песчаному слою можно использовать специальный плиточный клей. Такая дорожка обойдется дороже, но ее надежность, прочность значительно повысятся.
На подвижных почвах доказал свою целесообразность способ подготовки, в котором на гравии или щебне перед песком создается слой из геотекстиля. В его качестве используются черные мульчирующие материалы:
- спандбонд;
- агортекс;
- агрил;
Из них создается два слоя. На геотекстиле распределяется песок. Подушка для плитки готова.