Критерии выбора
Диаметр
Это первое, на что обращают внимание. Определение типа изделия по способу установки (линейная, на углу или с тройным выходом)
Внешний вид. Без видимых дефектов, поверхность-ровная, маркировка-четкая. Допускаемое при использовании давление. Этот параметр должен соответствовать значениям, допустимым в конкретной системе. Корпус. Для использования в быту при подключении сантехники лучше выбрать разборный кран. Он более пригоден к ремонту. А для монтажа центрального водопровода лучше подойдет сварной цельный корпус. Материал изготовления корпуса. Самыми качественными считаются латунные изделия. Главное-не перепутать латунь с силумином. Необходимо сравнить вес нескольких изделий. Латунь очень тяжелая.
Изделия из стали презентабельные, но подвергаются коррозии. Можно приобрести нержавейку, хотя встречаются изделия из нержавеющей стали достаточно редко. Если кран предполагается применять только для холодной воды, можно выбрать и пластик.
Стоимость. Цена-хороший ориентир. Низкая цена должна насторожить. Самые дорогие-итальянские изделия. Немного дешевле краны из Чехии, Венгрии, Испании. Оптимальное сочетание цена-качество в кранах российских и украинских поставщиков.
Классификация шаровых кранов
По соответствию диаметра отверстия в затворе (подвижном элементе) внутреннему диаметру трубы, на которую устанавливается устройство, запорные устройства относят к:
Полнопроходным. У полнопроходного шарового крана, устанавливаемого на трубу, диаметр отверстия в затворе шара совпадает с внутренним диаметром трубопровода. Высокая надежность полнопроходных шаровых кранов проявляется в уровне потерь циркулирующей жидкости при открытом его положении. Он ничтожно мал и практически равен потерям при прохождении жидкости через трубу, длина которой равна длине корпуса полнопроходного шарового крана. Такой уровень гидравлических потерь в несколько раз ниже, чем у прочих типов запорной арматуры. Это обстоятельство способствовало тому, что полнопроходной шаровый кран востребован как основное запорное устройство на линейной части мощных магистральных трубопроводов.
Редуцированным или стандартнопроходным. У редуцированного шарового крана, устанавливаемого на трубу, диаметр отверстия в затворе шара уступает ее внутреннему диаметру. Разница подбирается в один типоразмер. Стандартнопроходные (редуцированные) запорные устройства находят применение в трубопроводных системах, для которых частичная потеря напора при открытом положении крана не становится критичной.
По типу присоединения устройства относят к:
- Фланцевым. Фланцевые запорные устройства устанавливают там, где запрещено применять сварку. Они находят также применение на трубопроводах, где предусматривается возможность частичной разборки и последующей сборки.
- Под приварку. Шаровые краны с соединением под приварку устанавливают, чтобы добиться особенной прочности соединения и обеспечить полную герметичность перекрытия потока циркулирующей жидкости. Такое соединение принято применять на труднодоступном и/или особо ответственном участке трубопровода.
- Муфтовым. Краны шаровые муфтовые ГОСТ 28908 – 91 оснащены внутренней конической или цилиндрической резьбой. Основной сферой их применения является коммунальное хозяйство.
- Комбинированным. Запорные устройства с комбинированным присоединением не имеют четко выраженной основной сферы применения. Их устанавливают на участках различных трубопроводных систем.
Полнопроходной кран — наиболее востребованный тип запорной арматуры
Среди устройств специального назначения выделяют:
- Трехходовые. С их помощью перераспределяют потоки рабочей среды.
- Оснащенные обогревом корпуса.
- С контролем протечек.
Шаровый кран
Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».
Шаровые краны бывают:
проходные (проход жидкости через кран равен потоку жидкости из-за равенства диаметра в трубе и кране) с отсутствием гидравлического сопротивления; редуцированные, где диаметр прохода через кран меньше отверстия трубы подачи воды, где происходит смена сопротивления (применяется в системах, где не особо важно наличие такого сопротивления). Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении
Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки
Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества выражены следующими качествами:
- универсальность, применение во всех сферах, где по трубам проходят жидкостные вещества;
- многообраие, выраженное разными видами (с внешней и внутренней резьбой) и конфигурацией, разборностью и возможностью соединения в любом сочетании с деталями и встраиваемыми фильтрами;
- практичность и долговечность (срок службы до 50 лет) с 25 тысячным циклом эксплуатации;
- малые габариты, что позволяют применять его в разных системах и помещениях;
- быстрота открытия-закрытия устройства;
- перекрытие потока за четверть оборота (собратья таким свойством не обладают).
Шаровые краны имеют такие недостатки :
- ограниченность его применения в водопроводах обусловлено тем, что такие краны не являются регулирующими в полной мере. Внутренние шары, при неполном повороте, позволяют мусору забивать образующиеся при этом щели и способствуют разгерметизации и износу запорного устройства;
- невысокая морозостойкость (остатки жидкости в кране могут замерзнуть) и привести в негодность кран, чего нельзя сказать о других видах описанных здесь;
- рекомендуемое открывание-закрывание крана по причинам, как и у вентиля.
Материалы и особенности
Производя краны инженеры, стараются создать максимально качественный материал, пригодный к эксплуатации в неблагоприятных условиях.
Раньше в ходу были краны стальные. Стальные краны легки в обработке, дешевы и практичны. Однако краны из подобных металлов не отличаются стойкостью к наружным воздействиям, и особенно подвержены негативному влиянию влаги.
Стальные краны не разрушатся через год или два, но рано или поздно неотвратимые изменения дадут о себе знать.
Образец латунного муфтового клапана
Вот почему сейчас большинство сантехников закупает краны латунные Bugatti. Латунные изделия имеют несколько преимущество по сравнению со сталью. В первую очередь латунные краны долговечнее. Латунь как металл, способна выполнять свои функции в той же кондиции в течение десятков лет.
Также латунные краны вообще никак не реагируют на воду или влагу. Они не ржавеют, не разрушаются. Еще один момент, менее очевидный но от того не менее полезный – возможность сочетать латунные краны практически с любыми металлическими изделиями. В то время как стальной кран в этом плане сильно ограничен.
Латунь обойдется вам на порядок дороже стали – это надо четко понимать. Однако ее преимущества свою цену покрывают. Во многом благодаря устойчивости к коррозии. С вероятностью в 95% вам придется сменить стальной запорный элемент в течение 20-25 лет, для латуни же этот срок ничего не значит.
Нюансы с диаметрами
Есть еще один момент, который стоит вашего внимания. Он касается пропускной способности и качеств запорных фитингов. С ними не так все просто, как кажется на первый взгляд.
Наверняка вы уже слышали словосочетание «полнопроходной кран», но не знаете что оно значит и чем полнопроходной запорный фитинг отличается от неполнопроходный.
Существует кран:
- Полнопроходной.
- Неполнопроходный.
Полнопроходной образец подразумевает возможность пропуска через фитинг потока в полной мере, не ограничивая его движение ни в одном из мест. Второй вариант подразумевает сужение потока в месте установки запорного элемента, что сказывается на его состоянии.
Почему полнопроходной и неполнопроходной варианты вообще существуют? Дело в особенностях производства. Как мы уже знаем, шаровой муфтовый кран Данфосс регулирует подачу воды. В открытом положении вода проходит через отверстие в шарике.
Полнопроходный шуровый кран резьбового типа
Шар находится в муфте, и если муфта имеет стандартный диаметр, то есть полностью соотносится с торцами труб, то его сечение будет меньше муфты, а сечение его пропускного отверстия – еще меньше. В итоге образуется зона смещенного давления, где поток бы ослабляется искусственными ограничениями.
В некоторых трубопроводах (преимущественно промышленных) подобные вещи недопустимы или как минимум, нежелательны. Вот почему был придуман полнопроходной кран.
У него муфта в центре расширена так, чтобы отверстие в запорном механизме имело тот же диаметр сечения, что и диаметр пропускных труб.
Полнопроходной и неполнопроходной краны имеют маркировку, например, ДУ50, ДУ15 и т.д. Она отмечает диаметр условного прохода. Эта величина меняется в зависимости от типа используемого фитинга.
Полнопроходной кран ДУ15 будет иметь диаметр примерно равный 15 мм. В то время как неполпнопроходной образец с маркировкой ДУ15 ориентируется на меньшие значения.
Существует разница и в цене. Полнопроходной механизм ДУ15 стоит почти в два раза дороже его неполнопроходного аналога. Увеличение цены объясняется применением при производстве большего количества дорогостоящих материалов. Как правило, такие краны и весят больше, и выдерживают большее давления и, в общем, намного надежнее.
Стоит отметить, что полнопроходные изделия редко закупаются для гражданского строительства. Как правило, для таких задач они слишком дорогие. А вот в промышленности ситуация иная. Там полнопроходный фитинг – практически стандарт и встречается везде.
Рекомендации по подбору
При покупке следует уделить внимание следующим показателям:
- Диаметр прохода. Особенность заключается в том, что на кранах идет обозначение внутреннего размера. Если указан параметр 1 (1/2) дюйм, то к нему подойдет труба с проходом 40 мм или наружным диаметром 46 мм.
- Рабочее давление. Для систем отопления всегда выбирается параметр с запасом. Рекомендуемое значение от 20 бар.
- Производитель. Рекомендуется отдавать предпочтение российским или европейским производителям. Китайское производство использует для таких устройств силумин, который не отличается надежностью и устойчивостью к агрессивной среде.
- Материал корпуса. Самым надежным считаются латунные изделия. Именно они рекомендуются для систем отопления. На рынке присутствует много подделок, поэтому следует запросить сертификат на продукцию. А также изучить внешний вид изделия. Если на нем есть наплывы и прочие видимые дефекты, это должно насторожить.
- Во внутреннем пространстве рассмотреть запорный шар. Если он имеет гладкую зеркальную поверхность без дефектов, то это гарант длительной службы.
- Стоимость. Шаровые краны для отопления, цена на которые значительно ниже среднерыночной, скорее всего, также окажутся некачественной подделкой. Стоимость их начинается от 500 рублей.
- Материал ручки. Желательно выбирать металлическую. Пластик – хрупкий материал и со временем приходит в непригодность.
- Проверить запорный механизм. Он должен без особых усилий закрываться и открываться.
По многочисленным откликам потребителей, на отечественном рынке хорошо зарекомендовала себя фирма «Bugatti». Выпускает качественные шаровые краны для отопления. Цена на них достаточно высокая – около тысячи рублей. Но срок службы таких устройство доходит до нескольких десятков лет. Много негатива по поводу китайских подделок. Поэтому оборудование следует приобретать в специализированных магазинах. Для радиаторов чаще всего применяются краны шаровые для отопления 3/4, что соответствует пропускной способности труб 20 мм. Какую модель выбрать решается в конкретном случае на основе технических требований отопительной системы
Важно приобретать оригинальную качественную запорную арматуру. Тогда в процессе эксплуатации можно избежать неприятностей с протечкой системы
Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека
Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком
11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.
9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.
10 загадочных фотографий, которые шокируют Задолго до появления Интернета и мастеров «Фотошопа» подавляющее большинство сделанных фото были подлинными. Иногда на снимки попадали поистине неверо.
7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.
Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.
Преимущества и недостатки изделий
Кран шар обладает следующими преимуществами:
- легкий вес;
- небольшая строительная длина;
- невысокое гидравлическое сопротивление рабочего вещества;
- возможность монтажа в любом положении в пространстве;
- превосходное соотношение стоимости и качества;
- высококлассная герметичность;
К недостаткам изделий относятся:
- высокая величина крутящего момента, необходимого для поворота рукоятки;
- появление гидравлических ударов в водопроводе, когда быстро открывается кран;
- необходимость открывать-закрывать кран регулярного (минимум раз в неделю), чтобы шар не «залип»;
- плохая применимость наиболее распространенных изделий с фторопластовым уплотнением при рабочей температуре свыше 150С.
Краны шаровые латунные – особенности
Преимущества:
- широкий выбор моделей разных производителей;
- доступная стоимость;
- высокая скорость поставки;
- эксплуатационные качества, оптимальные для воды и газа;
- стойкость к механическим воздействиям.
Недостатки:
- небольшой выбор диаметров шаровых кранов – выпускаются, как правило, с Ду 8-100мм;
- нестабильная работа, если рабочая температура превышает 200С;
- невозможность стабильно использовать кран в трубопроводах с нефтепродуктами;
- отсутствие приварной модели.
Краны шаровые стальные – особенности
Эти краны изготавливают из углеродистой стали (с маркировкой 20 или 25), которые широко применяются в ЖКХ и промышленности.
Преимущества:
- низкая стоимость;
- широкий выбор моделей разных производителей;
- высокая скорость поставки;
- эксплуатационные качества, оптимальные для воды и газа;
- широкий ассортимент
- стойкость к механическим воздействиям.
Недостатки стальных кранов:
- возможны сложности при продолжительном использовании в водопроводах холодного водоснабжения;
- невозможность использовать изделия на слабоагрессивных средах;
- нестабильность при рабочей температуре ниже -40 град С;
Исполнения отопительных кранов
Краны для отопления выпускают в нескольких исполнениях – полнопроходом и не полнопроходном. Первые пропускают до 100% потока, с минимальными гидравлическими потерями, вторые, в зависимости от модели могут пропускать до 80%, третьи до 50% от потока.
Для работы в тепловой сети целесообразно использовать полнопроходные клапаны. Они гарантируют, что на пути потока теплоносителя не будет возникать каких-либо значительных препятствий, что благотворно сказывается на комфорте в помещении. Кстати, в тепловую сеть нельзя устанавливать клапаны, выполненные из полимерных материалов. Такие краны не очень хорошо воспринимают воздействие высоких температур.
Краны латунные, применяемые для приборов отопления, разделяют по методу подсоединения:
- муфтовые;
- фланцевые;
- сварные;
- комбинированные.
Будет интересным: Информация на тему подходящих размеров шаровых кранов
Первый тип шаровых клапанов применяют для монтажа в отопительные системы, кроме этого они используются в системах водо — и газоснабжения. Их можно встретить в системах, смонтированных в жилых домах, производственных корпусах и зданиях другого типа. Для монтажа шаровых кранов муфтового типа не требуется какое-либо специальное оборудование, достаточно набора сантехнических ключей. Муфтовые клапаны используют в трубопроводах с условным диаметром до 45 мм. Для систем с большим диаметром применяют фланцевые краны.
Для их монтажа необходимо использовать прокладки. Как правило, их выполняют из паронита. Шаровые клапаны с фланцевым присоединением имеют большой запас прочности, а соединение такого типа обеспечивает необходимую герметичность, что позволяет их использовать в системах отопления.
Краны этого типа выпускают в разборном и цельном исполнении. Разборный кран хорош тем, что при возникновении неполадок в работе, его можно легко демонтировать, разобрать и устранить неисправность. Цельные корпуса выполнены в литом корпусе и в случае его выхода из строя придется его полностью заменить.
Краны приварные монтируют в систему при помощи сварки. Практика проектирования и монтажа систем показывает, что краны этого типа монтируют в сложно доступных местах. Кстати, если нет специальных навыков, то самостоятельно монтировать их не имеет смысла. Для приварки кранов, сварщик должен обладать специальным допуском.
В комбинированных кранах может быть реализовано несколько видов монтажа. Эти краны выполняют в различных исполнениях:
Многоходовые клапаны редко применяют в системах отопления.
Многоходовые клапаны
Не редки случаи, когда вместо высококачественной латуни, производители применяют силумин и его производные. Их внешний вид напоминает краны, выполненные из латуни и не редко, торговцы, их выдают за качественную продукцию. Их нет смысла устанавливать в тепловые системы. Силумин не обладает высокой стойкостью к нагрузкам и коррозии. Срок их службы составляет примерно один год, после чего их надо заменять. Известны случаи, когда краны, выполненные их этого материала, просто отваливались от приборов отопления.
Радиаторы отопления это только часть отопительной системы здания. Тепло в здание может подаваться как от котельного оборудования, установленного в нем, так и из централизованной сети. Во втором случае, теплоноситель проходит через ИТП (индивидуальный тепловой пункт).
В него поступает теплоноситель из центральной городской (районной) сети. Это может быть вода или пар. В ИТП происходит теплообмен. То есть теплоноситель, залитый в домовую сеть, отбирает тепло у поступающего из сети. В нем же происходит подогрев воды, направляемой в горячее водоснабжение здания.
В качестве запорной арматуры, там применяют шаровые краны. Один кран устанавливают на входе в ИТП, и множество кранов разного диаметра используется для направления потока от насосов до подогревателей и пр. В таком оборудовании применяют краны разного исполнения – приварные, муфтовые и другие.
Маркировка шаровых кранов и вентилей
Наверное, многие обращали внимание на значки, цифры и буквы расположенные на корпусе шаровых кранов фитингах и вентилях. Давайте разбираться, начнем по порядку
Давайте разбираться, начнем по порядку.
DN – переводится как диаметр номинальный. Аналогом общепринятого обозначения DN в российском сегменте встречается обозначение русскими буквами как Ду.
Под условным проходом или (номинальным размером) понимают параметр для трубопроводов, арматуры и фитингов в качестве характеристики присоединяемых частей.
Условный проход (номинальный размер) не имеет единицы измерения и приблизительно равен, внутреннему диаметру, присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах и соответствует ближайшему значению из ряда чисел.
Значения номинального диаметра следует выбирать из ряда:
* Допускается применять только для гидравлических и пневматических устройств.
** Для арматуры общего назначения применять не допускается.
Следует помнить, что этот стандарт не распространяется на системы кондиционирования воздуха и вентиляции.
На большинстве изделий можно увидеть продублированный размер в английских дюймах. Определением дюйма является верхняя кавычка после цифры, наши 25,4 миллиметра равняется 1” английскому дюйму.
Получается, условный диаметр соответствует ближайшему значению DN из предложенных чисел в ГОСТе!
Одним словом условный диаметр!
Таблица перевода DN-Ду в дюймы
2,5 | 12 | 50 | 160* | 450 | 1200 | 2600** |
3 | 15 | 63* | 175** | 500 | 1400 | 2800 |
4 | 16* | 65 | 200 | 600 | 1600 | 3000 |
5 | 20 | 80 | 250 | 700 | 1800 | 3200** |
6 | 25 | 100 | 300 | 800 | 2000 | 3400 |
8 | 32 | 125 | 350 | 900 | 2200 | 3600** |
10 | 40 | 150 | 400 | 1000 | 2400 | 3800** |
4000 |
DN или Ду | Дюймы |
6 | 1/8″ |
8 | 1/4″ |
10 | 3/8″ |
15 | 1/2″ |
20 | 3/4″ |
25 | 1″ |
32 | 1 1/4″ |
40 | 1 1/2″ |
50 | 2″ |
Настоящий стандарт распространяется на соединения трубопроводов и арматуру и устанавливает ряд номинальных давлений по ГОСТ.
Под номинальным давлением понимается наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °С, при котором обеспечивается заданный срок службы соединений трубопроводов и арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 20 °С.
Значение PN рассчитывается в Мегапаскалях. Для сравнения, PN1 = 0,1 МПа или 1 кгсилы/см2 который в свою очередь равен 0,98 барам). Попросту, если на изделии стоит обозначение PN10 то следует принимать что оно рассчитано на давление не превышающее 10 бар.
Перед обозначением WOG в цифрах указывается номинальное давление, которое возможно при условии использования прибора в комнатной температуре, измеряемое в фунт./кв. дюйм или Psi.
На сегодняшний день стандарт считается устаревшим, номинальное давление о котором он говорит указывается для холодной воды, а номинальное давление для высоких температур, а так же для масла и газа все равно нужно смотреть в паспорте изделия.
Цифры расположенные перед абривеатурой CWP обозначают (холодное рабочее давление) измеряемое в фунт./кв. дюйм или Psi.
Направление потока или → стрелка
Стрелка, нанесенная на корпус изделия, указывает направление потока, пренебрегать этим значком категорически нельзя, чаще используется на обратных клапанах, запорных клапанах или так называемых вентилях.
ГОСТ 21345-2005 говорит о том, что маркировка кранов с односторонней подачей среды должна содержать стрелку, указывающую направление подачи рабочей среды. Почему, для такого крана нельзя пренебрегать направлением, было рассмотрено в предыдущей статье.
По логотипу можно понять к какой фирме производителя относится изделие.
Некоторые фирмы производители на свои изделия ставят клеймо с датой выпуска изделия.
Маркировка CE означает, что изделие создано согласно всем европейским нормам и требованиям.
«LF» или LEAD FREE означает что материал изделия с очень низким содержанием свинца или не содержит свинца вовсе.
Марка стали, сплава
На кране может присутствовать клеймо обозначающее тип материала, из которого сделан корпус изделия.
На изделиях из нержавейки, встречающихся довольно таки редко в обычном водопроводе может наноситься буквенная аббревиатура НЖ или, например цифровой индекс 304 или 316, что по стандарту AISI означает 304 или 316 марку нержавеющей стали.
А например, индекс CW617N означает состав латуни, который приблизительно соответствует российскому аналогу ЛС59-2.
Конструкция шарового крана
Несмотря на кажущуюся простоту, шаровый кран имеет ряд конструктивных особенностей.
Рис. 9. Продольный распил корпуса шарового крана
На рис. 9 видны следующие элементы конструкции корпуса:
а – резьба, соединяющая корпус крана с резьбовой полумуфтой, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;b – длину присоединительной трубной резьбы для кранов из горячепрессованной латуни допускается уменьшать на 10%. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер «b» должен составлять не менее 11 мм;с – минимальная ширина буртика, ограничивающего присоединяемую трубу в муфтовом патрубке крана при завинчивании;d – минимальная толщина стенки корпуса для заявленного номинального давления (PN) у литых кранов «d» должна быть примерно втрое больше посравнению с кранами с горячепрессованными корпусами.
Рис. 10. Регулирование потока шаровым краном
Регулирование потока шаровым краном не допускается, поскольку кроме активного износа уплотняющей поверхности (см. рис. 8) шаровые краны имеют весьма тонкую стенку корпуса. Она способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру, но, при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка не в состоянии противостоять длительному воздействию кавитации дросселированного потока и разрушению стенок корпуса абразивными частицами (рис. 10) в напорной зоне.
Блокировка и сброс давления
Шаровые краны обладают способностью к блокировке и сбросу давления из полости крана. В открытом и закрытом положениях давление с обеих сторон шара блокируется от полости между корпусом и шаром с помощью седел. Это позволяет провентилировать или произвести дренаж полости крана через специальное отверстие корпуса. Кроме того, эта функция может использоваться для проверки утечки при полном рабочем давлении. При выполнении этой процедуры необходимо строго придерживаться инструкции.
Дренаж полости крана через специальное отверстие корпуса
Конструкция крана предполагает автоматический сброс избыточного давления из полости крана в сторону трубопровода с меньшим давлением. Это происходит в результате отжатия седел от шара избыточным давлением.
Каждый кран проверяется на специальных стендах на прочность и герметичность. На шаровых кранах больших размеров имеются проушины на корпусе для подъемных строп. Шаровые краны без проушин следует поднимать с помощью плоских нейлоновых строп, закрепляемых вокруг концов крана и цапф. Ни в коем случае нельзя поднимать шаровой кран за редуктор, привод или штурвал.
Шаровый затвор
В большинстве латунных шаровых кранов для внутридомовых водопроводов затвор представляет собой шар (рис. 7 А). Иногда снизу затвора выполняют круговую проточку (рис. 7. Б). При этом под затвором образуется «отстойник», где неизбежно будет скапливаться шлам. Если в кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса везде примерно одинаковое, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что приводит к осаждению нерастворимых частиц.
Иногда шар обтачивают в псевдокуб, протачивая еще и его боковые стороны (рис. 7 В). Это решение применимо для кранов, которые редко используются для открывания/закрывания потока, поскольку кромки боковых проточек при частом повороте затвора могут деформировать или повредить кольца седельных колец, что существенно сократит срок службы крана.
Для борьбы с пресловутой «сальмонеллой» и устранения застойной зоны в нижней глухой проточке, как показано на рис. 7 Б, производители в последнее время стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (рис. 7 Г). Однако в этом случае сальниковый узел при открытом кране может подвергаться воздействию гидравлических ударов без их ослабления.
Рис. 7. Сечения шаровых затворов
Для уплотнений шаровых кранов применяется тефлон, он почти полностью вытеснил остальные материалы. Тефлон – достаточно дорогой материал, поэтому на нем пытаются сэкономить. Толщина тефлоновых колец в седлах крана может быть настолько мала, что при повышении температуры тефлон из кольца превратится в некую волнообразную структуру, не способную выполнять функцию уплотнения.
Уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок отличает зернистость и шероховатость, что заметно визуально. Такой тефлон прослужит недолго, так как может выкрашиваться кромками шарового затвора.
Тефлоновые седельные кольца предварительно обжаты. Рабочая кромка кольца при этом деформируется, принимая сферическую форму. В связи с этим, шаровой кран должен открываться и закрываться с некоторым усилием. Если кран открывается совершенно свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены «демпферы» из эластомера. Эластомеры имеют меньшую температурную стойкость и долговечность сравнительно с тефлоном, т. к. эластомер со временем уменьшает предварительное поджатие, его материал «релаксирует» и впоследствии теряет свои уплотняющие свойства.
Шаровой затвор постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы, «бомбардирующие» поверхность затвора
Поэтому важно, чтобы наружная поверхность затвора имела высокую твердость. Особенно страдает шаровый затвор, если его используют для регулирования потока и устанавливают в промежуточном положении (рис
8).
Рис. 8. Шаровой затвор крана после года интенсивной эксплуатации
Для снижения абразивного износа поверхность затвора, как правило, имеет полированное твердое гальванопокрытие из хрома. Хром наносится на медную или никелевую подложку. Её отсутствие резко снижает срок службы крана. При гальванизации хром осаждается в виде «островков», между которыми имеется сетка микротрещин. При эксплуатации эти микротрещины заполняются продуктами коррозии подслоя (медь или никель) и таким образом получается прочное монолитное покрытие.
В последнее время появились шаровые краны с тефлоновым покрытием шарового затвора. Тефлоновое покрытие предназначено в основном для уменьшения трения при повороте затвора. Даже кратковременная эксплуатация этих кранов выявляет крайне низкую стойкость такого покрытия из-за недостаточной твердости тефлона в условиях потока рабочей среды с механическими включениями. Часто для затвора используется не коррозионностойкая латунь, а черный металл. Это можно проверить отверткой с магнитным наконечником. Качественный сферический затвор должен быть отлично отполирован и быть зеркально-блестящим, а не матовым.