Мозаика: изготовление и выкладка самостоятельно, техника, идеи и решения

Подготавливаем поверхность

Что бы мы ни облицовывали (полы, стены, потолки), плоскости должны быть идеально выровнены. Если при работе с обычным кафелем можно «поиграть» на толщине клея, то занимаясь мозаикой, что-либо подкорректировать в процессе будет невозможно. В данном случае отделка ведётся, как говорят, по факту, клеевой слой нужно будет держать одинаковый. Любые неровности будут подчёркнуты – в раковины отдельные плиточки могут провалиться, а на буграх приподнимутся над чистовой поверхностью. Штукатурку, стяжку или листовое выравнивание делают с качеством «под обои».

Отдельное внимание уделяется горизонтальности и отвесности плоскостей. В противном случае маленькие квадратики (сторона их может быть от 10 мм) в углах выставят напоказ малейшую ошибку – могут образовываться очень некрасивые клинья

Принято считать, что погрешность на 3 метрах не должна превысить одного-двух миллиметров. Чуть проще дело обстоит с мозаикой, имитирующей природный камень, например речной.

В обязательном порядке основу нужно погрунтовать. Во-первых, мы улучшаем адгезию. Во-вторых, снижаем пористость материалов. Третье (необычное) – тонируем основание. Это бывает нужно для стеклянной мозаики, которая иногда слегка просвечивается и обнажает неоднородность цвета основы, плитка неожиданно начинает отличаться оттенками. Как вариант, для этих целей применяем белую грунтующую краску, типа СТ16, либо состав конкретного цвета, рекомендованный производителем.

При отделке бассейнов, саун, душевых кабин, различных уличных элементов подготовительный пирог дополняется гидроизоляционным слоем.

Где можно применять декор из битой плитки в технике тренкадис

Для декора битой плиткой можно использовать любые поверхности: бытовые предметы – садовый стол, кашпо для цветов, дорожки в саду, заборы. Можно отделывать стены и полы ванной комнаты или кухни. Для кухонного фартука особенно стильно будет использование мозаики из битой плитки с включением элементов разбитой посуды.

Выберите подходящее на ваш вкус изображение, затем по нему подберите элементы по цвету, форме и размеру. Укладку мозаики можно производить на обычный плиточный клей.

Совет. Используя клей для плитки, не разводите большой объём, потому что укладка мозаики – дело кропотливое.

После того как клей высохнет, швы между элементами мозаики нужно затереть с помощью обычной затирки. На видео вы можете детально посмотреть процесс изготовления панно из битой плитки.


Процесс создания мозаики

Мозаика из битой керамической плитки – оригинальный и стильный декор, который украсит любой интерьер, сделав его необычным и запоминающимся. К тому же изготовление мозаики своими руками – способ реализации творческого потенциала, который есть у любого человека.

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Особенности покупки материала

При выборе мозаики придерживайтесь советов наших экспертов и покупка принесет только удовольствие:

  • Не покупайте керамическую плитку-мозаику по фото из каталогов. Обязательно подержите материал в руках, проверьте качество глазури и ровность стыков и швов;
  • Строительные работы начинаются с создания проекта, в котором указывается количество материала. Плитки следует покупать на 10-15% больше, так как не всегда есть возможность докупить точно такую же плитку;
  • Материал выбирают исходя из общей стилистики помещения с учетом цвета мебели и аксессуаров;
  • Необходимо определить площадь декорируемой поверхности, ее изгибы. В зависимости от этого выбирать размер мозаики и соответствующую основу;
  • Монтажные работы по укладке лучше доверить опытным специалистам, которые дадут гарантии на выполненные работы. А декор прослужит не один год.

Как сделать мозаику из битой плитки своими руками — пошаговая схема

Шаг 1: Эскизный

Эскиз нужен для любой мозаичной облицовки, разве что за исключением тонкой полоски-филенки между двумя рядами кафеля. Эскиз должен учитывать размеры и цвет основных мозаичных элементов. Его можно выполнить цветными карандашами (фломастерами) в масштабе. Нарисовать рисунок на бумаге многократно проще, чем обдумывать дизайнерские ходы с раствором на руках. Учтите цвет и размер имеющихся элементов, продумайте цветовые переходы и вставки из фарфора или стекла – любой строительный экспромт лучше всего получается при точном планировании…

Шаг 2: Работа с материалом

При недостатке битых плиток на облицовку можно пустить цельные, предварительно их разбив. Керамика хорошо раскалывается с помощью острого зубила и короткого удара молотком – ювелирная точность нам и не понадобится, выдержать же примерное соответствие размерам труда не составит. Керамическая плитка хорошо подлежит предварительному выравниванию – с помощью абразивного камня или наждачной бумаги. Скругленные углы и плавные поверхности выгодно подчеркнут ремонтный замысел, не стоит использовать только острые края и зазубренные кромки.

Шаг 3: Подготовка поверхности

Основа под мозаику не должна иметь крупных неровностей и при этом обладать шероховатостью – если монтаж выполняется на стандартный цементный раствор. Такой метод хорош для горизонтальных поверхностей любой протяженности – полов, верхних участков бордюров, банных стоек и т.п. Вертикальные и наклонные поверхности придется выкладывать на клеевые составы – стало быть, они должны быть гладкими, т.к. слой клея гораздо тоньше цементного раствора. Универсальный плиточный клей с добавлением водостойких и морозостойких (для улицы) присадок будет наилучшим монтажным решением.

Шаг 4: Выкладываем мозаичную красоту

Сверившись с живописным эскизом, начинаем облицовку крупными фрагментами. Мозаичные куски располагаются свободно относительно друг друга – значительные зазоры потом оформляются мелкими осколками

Важно выдерживать ровной линию укладки с помощью длинной и массивной металлической линейки. Как сделать мозаику из плитки своими руками, если крупные куски «нарушили строй», вам не подскажет ни одно руководство по самостоятельному ремонту. Мозаичные элементы сажаются на клей (раствор) характерными вибрирующими движениями, с «подкручиванием». Тогда под каждой плиточкой не останется воздушной прослойки, она полностью соприкоснется с основой

Спешка при такой работе только повредит – не удивляйтесь малой скорости облицовки, тщательность и соблюдение эскиза важнее рекордов производительности

Тогда под каждой плиточкой не останется воздушной прослойки, она полностью соприкоснется с основой. Спешка при такой работе только повредит – не удивляйтесь малой скорости облицовки, тщательность и соблюдение эскиза важнее рекордов производительности.

Шаг 5: Затирка швов

Затирка мозаичных швов выполняется в два этапа. Сначала готовится жидкая смесь на базе использованного раствора (клея), ей обрабатываются все оставшиеся зазоры. Когда первичная затирка высохнет, необходимо обработать швы декоративной затиркой. Эти составы продаются в любом строительном магазине и допускают цветовую пигментацию в широких пределах. Залог долговечности вторичной (декоративной) затирки состоит в малой глубине монтажного слоя, для чего и необходима двухэтапная обработка мозаичных швов.

Искусство мозаичного панно

Мозаика не просто так считается одним из красивейших и самых сложных видов искусства передачи изображения. Это очень популярный способ просто и со вкусом украсить практически любое жилище или общественное место. Собственными руками мастера создают настоящие художественные шедевры высшего качества из материалов, которые, кажется, совершенно непригодны для подобного занятия.

Геометрический тип мозаики

Сразу же нужно обозначить тот факт, что изготовление непосредственно самих частиц плитки и укладка её собственноручно — это разные направления деятельности. Под изготовлением мозаичной плитки подразумевается производство всех её составляющих частей. Вот их база:

  1. Основа будущей плиточки.

  2. Грунт для неё.
  3. Связующее вещество.
  4. Элементы розничного набора.
  5. В дополнение также идёт разработка эскиза для будущего паттерна — рисунка на мозаике.

Подобный стиль имеет название «Марокканский». Изготовление мозаики своими руками подразумевает воссоздание композиции из набора заводского изготовления, имеющего в своём составе все необходимые элементы. Этот тип деятельности получил наибольшее распространение среди мозаичников любительского класса. Эти люди не обладают какими-либо навыками.

В специализированных магазинах найти готовые наборы с абсолютно любым узором, сюжетом и направленности не составит никакого труда. Существует множество фирм, которые за отдельную плату способны изготовить набор плитки по эскизу, скетчу, рисунку или фотографии. Денежная надбавка за подобную прихоть будет не такой уж и большой, зато уникальность такого панно будет гарантирована стопроцентно.

Огромное количество людей желает изготовить мозаичное панно своими руками собственноручно. Такое желание возникает не только из потребности повысить чувство самоуважения, но и с целью утвердиться в качестве непревзойдённого мастера мозаичных дел. Освоение и обучение техникам укладки плитки (коих, к слову, насчитывается множество) может открыть путь к вашему собственному благополучию и материальному процветанию. В этом может помочь мастер-класс.

Картинка из составляющих

Изделие представляет собой картинку, набираемую из мелких составляющих. Части мозаики — твёрдые элементы, скрепляемые друг с другом и базовым полотном. Выполняется это при помощи связующего клейкого вещества. Вся работа производится на твёрдой основе — подкладке. Она служит как бы холстом для вашей будущей картины. Именно по этой причине всяческие лоскутные композиции, соломенные панно, картины из самоклеющейся плёнки не будут считаться мозаичным творением. Все они имеют иное название — аппликация.

Можно заметить поразительный факт — многие известные искусствоведы единогласно утверждают, что мозаика сама по себе очень долговечна и очень прочна. Среднестатистическая картина вне зависимости от того, насколько качественными красками она написана, без реставрации сможет продержаться всего до трехсот лет. А вот, к примеру, шумерские мозаичные панно дожили до наших времён в том первозданном виде, в котором их нам оставили творцы.

Особенности использования мозаики из битой плитки

Мозаика – одно из популярных декоративных украшений. Ее используют во время:

  • обустройства стен и пола в квартире или частном доме;
  • украшения фасадов различных зданий и сооружений;
  • облагораживания садовых дорожек и бассейнов.

Композиция из битой плитки Необычные и оригинальные узоры изготавливают из различных материалов, самый простой и доступный из них – битая плитка. Она очень часто используется во время декорирования ванных комнат или кухонь, гармонично вписывается в интерьер, дополняет его.

Каждый домовладелец способен выложить красивую мозаику у себя дома. Чтобы работа была выполнена грамотно и качественно, необходимо изучить все тонкости данного процесса. В этой статье можно найти секреты опытных мастеров, которыми они пользуются в повседневной жизни, а также технологию правильной укладки мозаики своими руками.

Работа над ошибками

Ошибка №1

Дело в том, что цветной рисунок сливается с цветными стеклянными фрагментами. Рисунок (шаблон), на котором собирается мозаика, лучше брать чёрно-белый (или бледный). А цветной использовать как образец.

Ошибка №2

Стекло обладает слабой адгезией и прибавляет лишний вес мозаике. Поэтому шаблон лучше сразу приклеить на основу клеем ПВА, загрунтовать смесью ПВА с водой (1:1) и собирать мозаику прямо на картинку.

Ошибка №3

Пенёк маленького диаметра удобен только тем, что занимает мало места. Колоть на нём смальту практически невозможно. Поэтому лучше использовать нормальный массивный берёзовый пенёк диаметром хотя бы 20 ─ 30 см.

Область применения

Главной особенностью наборов алмазной мозаики является возможность их использования в интерьере помещений жилого и коммерческого типа. Уникальные шедевры могут занять свою нишу на поверхности стен – возле семейных фотографий, плакатов, картин, написанных масляной краской и прочих элементов для декора.

При желании можно приобрести уже готовые работы алмазной мозаики, которые украсят интерьер любого помещения. На сайтах производителей представлены фото готовых работ алмазной мозаики и среди них очень удобно подобрать для себя подходящие картины.

Применение зеркальной плитки в гостиной в стиле барокко.

В Новосибирске, как и во многих других городах России, есть магазины по продаже изделий для творчества, где предлагается купить наборы алмазной мозаики.

Материал


Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Особенности

Мозаика украшала здания на протяжении тысячелетий. Например, стекло использовалось в мозаиках еще в 2500 году до нашей эры, но плитки из стекла не были представлены до третьего века до нашей эры, когда византийские художники создали непрозрачные стеклянные плитки, называемые smalti, и использовали их для украшения стен, потолков, фасадов хранилищ церквей и общественных зданий. Только очень богатые люди могли позволить себе использовать материал для частных резиденций.

Это продолжалось до викторианской эпохи, когда в массовом производстве появились стеклянные плитки, которые были намного дешевле в производстве и, следовательно, стали доступны для домов среднего класса. В движении в стиле ар-деко 1920-х годов пигментированная структурная стеклянная мозаика (самый известный бренд – Vitrolite) придавала гладкий современный вид стенам на витринах, вокзалах и во многом другом.

Сегодня мозаика состоит из множества форм, размеров, цветов и может использоваться практически в любой комнате в доме. Она чаще всего изготавливается из материалов, устойчивых к высокой влажности и изменениям температуры. Высокая износостойкость позволяет использовать мозаичный декор в различных местах. Мозаичная плитка похожа на облицовку: ей присуща высокая прочность. Эстетичный внешний вид продукта сохраняется в течение длительного времени.

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля

Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой

Столешница

Таким же нехитрым способом можно выложить мозаику и на столешнице, а при разработке эскиза вам помогут готовые шаблоны на самоклеющейся бумаге. По завершению работ для большего блеска можно натереть композицию воском. На практике неровная шероховатая поверхность стола не всегда удобна, поэтому часто сверху мозаику накрывают толстым стеклом. Стеклянный «колпак» также скроет все неровности при использовании мозаики из морской гальки или CD-дисков.

Шикарный стол с мозаикой, выполненной своими руками

Такой кованый столик подходит и для дома, и для сада, и для балкона

Маленький садовый столик с бирюзовой плиткой

Предыстория

В один прекрасный день я благополучно выменял муфельную печь, которая оказалось непригодной для моих профессиональных целей по ряду причин. Что бы печь всё таки приносила пользу, я решил попробовать сделать изделия в технике фьюзинг, вспомнил об увиденных изделиях в интернете, почитал и начал пробовать.

Сейчас по прохождению полугода практики, я вспоминаю, что не мог найти в интернете информации, где описана технология на том уровне, знаний и используемых материалов доступных мне. То-есть я изначально решил использовать только легко доступные или дешёвые материалы. Поэтому пришлось всё проверять опытным путём.

Часы по технологии фьюзинг: фото, мастер-класс

Изящные часики из стекла украсят стену любой комнаты. Итак, что же нужно для их изготовления?

Для начала – создать эскиз. Он должен быть в пропорции 1:1 по отношению к оригинальному размеру.

Эскиз фьюзинг-часов

Теперь можно приступить к нарезанию стекла. Часы планируются в форме цветка, и лепестки к нему лучше создавать из близких оттенков. Можно заготовить и несколько деталек из прозрачного стекла – они придадут готовому изделию объем и красивые блики.

Детали из стекла для будущих фьюзинг-часов стоит для удобства пронумеровать

Осталось запечь поделку – и примерно спустя сутки после запекания и остывания стеклянная заготовка для часов будет готова!

Вот так выглядит заготовка под часы-фьюзинг

Но работа еще не завершена окончательно, ведь изготавливается не просто красивый круг, а часы. То есть нужно сделать отверстие для часового механизма. И поможет этому дрель, снабженная специальным сверлом для работ по стеклу. На место, которое будет обрабатываться, стоит капнуть немного воды – и можно приступать к сверлению.

Вот такие красивые получаются часы-фьюзинг

Не забывайте!

Во-первых, если вы допустите ошибку в процессе складывания мозаики, ее будет очень сложно исправить. Потому, приклеивая детали, нужно внимательно следить за тем, какой цвет требуется для конкретного квадратика. Чтобы ваше творение выглядело аккуратно, постарайтесь делать ряды максимально ровными и однородными.

Во-вторых, приступая к работе, будьте готовы к тому, что от вас потребуется немало усилий для достижения вашей цели. Дело в том, что детали в мозаике очень мелкие, их в наборе чрезвычайно много. Потому вы должны быть максимально спокойными и сосредоточенными, чтобы сделать все идеально.

В-третьих, никогда не отступайте от плана, заданного схемой. Проявлять свой креатив в этом занятии нет смысла, поскольку в коробке находится ровно столько квадратиков конкретного цвета, сколько было задумано создателями набора. Если захотите заменить один оттенок другим, вам может попросту не хватить необходимого материала.

Разделитель и формы

Профессионалы используют специальную бумагу, жидкости, порошки, которые надо где то покупать. Но можно использовать и обычный порошкообразный гипс. Я сделал небольшую ёмкость из нержавеющей стали высотой около сантиметра, куда засыпал гипс. Перед укладкой стекла, мягкой широкой кистью, нужно вспушить порошок лёгкими постукиванием. После чего очень аккуратно укладываю стекло. Если нужна фактурная задняя поверхность то на этом и останавливаемся, если же нужно ровная задняя поверхность то нужно аккуратно вдавить стекло в гипс, стекло уплотнит гипс и мы получим ровную поверхность.

Так же стекло хорошо поддаётся формированию, принцип здесь в том, что мы изготавливаем форму и укладываем на неё стекло, при нагреве под своим весом стекло прогибается заполняя углубления в форме. Так можно изготовить например пепельницы, тарелки. Опять повторюсь, что можно купить специальные формы или материалы для их изготовления, но очень хорошо получается изготовить их из шамотного кирпича (этот кирпич используется для изготовления газовых и электропечей, имеет очень лёгкий вес, легко обрабатывается например напильником и не боится многократного нагрева). Обязательно нужно использовать разделитель, иначе наше изделие прилипнет к форме. Я посыпаю форму порошкообразным гипсом, следя что бы гипс покрыл форму полностью.

Немного истории


Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий