Байпас из 3 элементов: что это такое и почему он необходим в системе отопления

Элеваторный узел

Минимальный джентльменский набор для простейшего элеваторного узла состоит из:

  1. Пары входных задвижек – на подающей и обратной нитках.
  2. Грязевика на подаче и, реже, на обратке.
  3. Собственно элеватора с подсосом и соплом.
  4. Домовых задвижек, отсекающих домовую систему отопления.
  5. Пары сбросов, позволяющих полностью осушить систему.
  6. Контрольных вентилей для замера давления и температуры.

Опционально могут присутствовать:

  1. Врезки горячего водоснабжения (по одной или по две на каждую нитку). Во втором случае для обеспечения постоянной циркуляции через контур ГВС фланец между врезками на каждой нитке комплектуется подпорной шайбой.

Схема элеваторного узла с ГВС.

  1. Врезки отдельных потребителей (торговых киосков, магазинов и т.д.). Здесь шайбируется сама врезка на фланце перед запорной арматурой; шайба ограничивает расход воды через отдельный контур.

Какие бывают виды байпасов

Хотя байпас является довольно простым элементом, диапазон его функций может быть существенно расширен за счет использования встроенной в него различного вида сантехнической арматуры. Конструктивное исполнение байпаса зависит от линии, в которой его используют, типа жилых или производственных зданий с установленным однотрубным обогревом.

Нерегулируемый обводной патрубок

Наиболее простая конструкция байпаса – обводная нерегулируемая труба, соединяющая трубопроводы между входной и выходной линией. Такой элемент обычно устанавливается в многоквартирных домах, где отсутствие запорного устройства предотвращает случайное перекрытие или частичное запирание байпаса и соответственно нарушение работы всей системы, ее разбалансировку.

Нерегулируемый узел находит широкое применение в распространенной “ленинградке” – однотрубной линии с прямой байпасной трубой большого диаметра и цепочкой параллельно подключенных к ней батарей отопления.

Рис. 5 «Ленинградка» – популярная схема обвязки для однотрубной конструкции

Управляемый вручную байпас

Так как через байпас, установленный параллельно подключенным приборам теплообмена, проходит часть теплоносителя, минуя приборы отопления, для увеличения подачи носителя в радиатор его сечение делают меньше других труб, увеличивая гидравлическое сопротивление. Обычно диаметр байпаса в однотрубной системе отопления меньше подходящих от центрального стояка к радиатору труб на четверть дюйма, которые в свою очередь имеют внешний размер меньше стояковых труб на такую же величину.

Понятно, что данная система является нерегулируемой и не позволяет эффективно использовать систему – радиатор при большом количестве секций не всегда полностью прогревается из-за ухода теплоносителя по байпасной трубе.

К тому же при монтаже теплопроводной линии в частном доме нет смысла использовать трубы разных диаметров с шагом в 1/4 дюйма – получить малое сечение байпасной перемычки относительно центрального трубопровода за счет использования различных отрезков технически трудно выполнимая задача.

Рис. 6 Байпас в системе отопления радиаторами

Поэтому в системе практичнее установить в байпасный переходник регулирующий вентиль – это позволит вручную изменять объем подачи за счет уменьшения сечения перемычки и соответственно регулировать температуру нагрева теплообменников. Если в индивидуальном жилье устанавливают “ленинградку” с горизонтально расположенной прямой магистралью, то регулировку количества проходящего через радиаторы теплоносителя осуществляют терморегуляторами или шаровыми кранами, установленными на входе и выходе радиаторов.

Следует отметить, что вставка шарового крана в байпасную линию многоквартирного жилого дома неприемлема и является грубым нарушением, приводящим к разбалансировке и сбою работы всей системы отопления по однотрубному вертикальному стояку.

Как установить автоматический байпас

Автоматический байпас с клапаном обычно устанавливают параллельно компрессионному электронасосу, в качестве запирающей проходной канал арматуры берут обратный клапан. Система функционирует таким образом, что при работающем электронасосе тепловой носитель проходит по ветви подключения насоса, который втягивает в себя в жидкость из главной магистрали и байпасной ветки.

При этом обратный клапан, сделанный в виде шара или запорной шторки, всасывается потоком и перекрывает обводной канал. При отключении электронасоса его лопасти останавливаются и частично перекрывают канал, запирающий элемент обратного клапана не втягивается электронасосом и под напором открывает канал. В результате тепловой носитель следует по пути, где меньше гидравлическое сопротивление, то есть по патрубку-байпасу.

Рис. 7 Шаровой байпасный клапан в системе отопления – принцип действия и внешний вид

Устанавливается байпас с клапаном на двухсторонние тройники, два штуцера которых подключены в линию, а к третьему отводу присоединен циркуляционный электронасос с двумя запирающими кранами и фильтром.

Существует и другая разновидность автоматического обходного байпаса – инжекторная, в которой узел с насосом вваривается в изогнутый трубопровод главной магистрали. При работающем насосе основной объем теплоносителя проходит через него, а если электронасос отключен, носитель беспрепятственно поступает в магистраль по перепускному байпасному каналу.

Подобная конструкция встречается в быту значительно реже из-за сложности монтажа при использовании полипропиленовых или пластиковых труб, необходимости пайки и сварных работ при применении медных или стальных труб.

Предназначение байпаса

Для ответа на вопрос: зачем нужен байпас в системе отопления, следует обратиться к его технологическим особенностям и функциям. Основная задача этого устройства заключается в регулировании тепла, которое поступает к радиаторам. Используя байпас, производится возвращение излишнего тепла из батарей в стояк. С его помощью теплоноситель одновременно транспортируется по регулирующей арматуре.

Компонент делает возможным ускорение процесса опустошения или наполнения отопительной системы. Дополнительно он необходим при ремонте помещения здания или когда необходима непрерывная подача тепла в холодный период. Любые ремонтные работы практически невозможны без вмонтированного байпаса при включенном центральном отоплении. А как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления можно прочитать здесь.

Для понимания, что такое байпас в системе отопления, требуется учесть его возможность обеспечивать работу системы отопления при отключениях электроэнергии. Если электричество внезапно пропадает, обычно перекрываются краны, подающие теплоносители насосу, одновременно открывается кран на основной трубе.

Принцип работы байпасного клапана

Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.

Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.

Схема сборки:

  • Фильтр;
  • Обратный клапан;
  • Насос принудительного действия.

Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.

Принцип работы байпасного клапана

Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.

Как работает байпасная линия:

  • Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
  • От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
  • На концы магистрали устанавливают тройники;
  • Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
  • Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.

При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.

Установка на насосе

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой

На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх

Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Итак, байпас на батарее – это замечательно как минимум по двум причинам:

  1. В случае необходимости починки или смены одного из радиаторов, он позволяет сохранить эффективную работу всей системы, просто перекрывая необходимую батарею. Без него в такой ситуации последовательная схема отопления полностью перестанет работать;
  2. Теплая погода зимой тоже может стать проблемой при плохом центральном отоплении: в помещениях жарко, но открывать окна нельзя из-за сквозняков. А байпас как раз позволит изменять степень нагрева батарей.

Нередко возникает вопрос, можно ли использовать кран либо клапан без этого элемента? Это не запрещается, но в таком случае все радиаторы, относящиеся к одному стояку, потеряют в эффективности, так как будут получать меньше жидкости. От такого никакие соседи не окажутся в восторге, поэтому байпас в однотрубной системе многоэтажки является неотъемлемой частью обвязки.

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

Многим, вероятнее всего, уже приходилось сталкиваться с установлением какой-либо перемычки на батареях отопления, а некоторые и вовсе систему отопления возводят самостоятельно. В данной ситуации монтаж не предоставляет каких-либо головоломок и трудностей, но следует прислушаться к следующим советам:

главная труба и байпас не могут иметь между собой никаких запорных устройств. Это делается для избегания непроизвольного закрытия всей циркуляции; диаметр труб, о котором уже говорилось

Соблюдение тех норм имеет крайне важное значение; при вертикальной разводке расположить байпас необходимо как можно дальше от стояка и ближе к батарее, а также заранее обдумать место установки необходимых кранов

Об ответственности за установку вентиля на байпасе

Получив десяток жалоб, представителя жилищно-эксплуатационной службы придут с проверкой, и быстро обнаружат проблему. Собственника квартиры обяжут устранить неполадки в системе за свой счет. Вполне возможно, что вина за низкую температуру в батареях лежит на самой ЖЭКе или компании, обеспечивающей технический ремонт. Но все обвинения будут направлены в сторону человека, установившего кран на байпасе, нарушающий тепловой баланс. Если несколько человек установят такие краны, это приведет к отопительному коллапсу.  Пострадать может весь дом. Конструкция некоторых многоэтажных домов предполагает следующие: теплоноситель может подниматься в одном стояке, проходить по техническому этажу, и опускаться в другом, таким образом, непрерывно циркулируя. Поставив заслон в одной точке системы, жилец нарушает тепловой баланс сразу в двух стояках. Другой стояк вполне может находиться в той же квартире. В результате получится следующая ситуация: одна батарея, расположенная в гостиной, греет лучше, другая, находящаяся в соседней комнате или на кухню, хуже.

Как работает байпас в нормальных условиях

Итак, если отбросить тонкости расчетов и формул представить работу этого узла системы отопления можно следующим образом. С верхнего этажа через подающую трубу подается теплоноситель к точке установки байпаса. Как известно из курса физики, и электрический ток и жидкость всегда движутся в направлении наименьшего сопротивления. Попадая из трубы диаметром 3/4 дюйма в отрезок, ведущий к батарее, вода легче будет проникать в трубу большего диаметра. Поэтому лишь небольшая часть теплоносителя попадает в байпас диаметром ½ дюйма, остальной напор движется в батарею по трубе диаметром ¾ дюйма, дальше она проходит через краны и терморегулятор и уходит в регистры батареи. После прохождения и частичного остывания вода по трубе ¾ дюйма снова выходит в магистраль, и проходя через запорный кран, соединяется с потоком из байпаса, движется дальше в общем потоке.

При нормальном напоре и высокой температуре потеря температуры на этом участке будет незначительной, разве что владелец квартиры не установил дополнительно трехметровою батарею с воздушным обдувом.

В случае возникновения нештатной ситуации, например, разгерметизации радиатора для проведения ремонтных работ делается аварийное перекрытие ответвления на батарею – закрываются краны на трубе подачи и отвода. Вот здесь и вступает в работу байпас. Теплоноситель, поступая с верхнего этажа, движется по единственно возможному маршруту – через перемычку и дальше по трубе на нижний этаж. Таким образом, перемычка позволяет не отключать от подачи теплоносителя весь стояк, что позволяет исправить ситуацию с наименьшими потерями и в самые короткие сроки.

Конструкция байпаса

Слово «байпас» переводится с английского языка как «обход». То есть, этот узел он создает некий обходной, резервный путь для протекания воды, электроэнергии, газовой среды. Например, в электрических стабилизаторах байпас позволяет временно исключить прохождение электрической энергии через стабилизирующий узел – энергия из городской сети протекает к потребителям по «запасному» пути. Примерно то же самое реализуется в отопительных системах.

Конструкционно байпас представляет собой обходную трубу, врезаемую параллельно котлу, радиаторной батарее или циркуляционному насосу. Например, в случае с радиаторами эта труба соединяет между собой подающую и обратную трубы. В результате теплоноситель протекает не только через отопительный прибор, но и через перемычку. Для чего это нужно – будет рассказано чуть позже, на конкретных примерах.

Фактически система байпас – это не более чем одна металлическая или пластиковая труба, обеспечивающая протекание теплоносителя по альтернативному (запасному, обходному, резервному) пути.

Байпасная линия нередко включает в себя вентили, иногда в количестве нескольких штук. Например, при подключении циркуляционного насоса ставится по одному вентилю перед насосом и после него, еще один вентиль устанавливается непосредственно на байпасе. Такая схема позволяет реализовать переключение между естественной и принудительной циркуляцией. Также монтаж вентилей обеспечивает возможность быстрого и безопасного извлечения насоса для его ремонта или обслуживания.

Обратка системы отопления что это такое

Зная элементарные принципы устройства отопления, ответить на вопрос, что такое обратка, довольно просто – это трубопровод, по которому выходящий из теплопередающих устройств носитель направляется к котельному оборудованию для последующего нагрева.

Практически в любой обогревательный прибор встроены минимум два патрубка для подключения, а при двухтрубной системе обратный и подающий контуры имеют четкое разграничение (отдельные коллекторы). При однотрубном способе подключения приборы последовательно соединяются друг с другом, поэтому подающим служит трубопровод, подключенный к первой от котла батарее в цепи, а обратным труба, выходящая из последней. При использовании популярной «ленинградки» обраткой следует считать трубопроводный участок после всех обогревателей в цепи.

Рис. 2 Многоконтурная схема отопления коттеджа – пример

Контроль потока теплоносителя

Регулировка потока воды в системе позволяет сделать обогрев жилья более эффективным и менее энергозатратным. Излишки теплоносителя из радиатора возвращаются обратно в трубопровод. Вода проходит через байпас, минуя основную трубу.

При такой установке и эксплуатации, байпас позволяет осуществлять ремонтные работы с радиаторами в разгар отопительного сезона без отключения от общей системы.

Приспособление позволяет увеличить скорость заполнения системы отопления, а также слива теплоносителя.

Работа при наличии циркулярного насоса

Установка в систему с циркуляционным насосом

Байпас для отопления незаменим при работе циркулярного насоса. В тех ситуациях, когда отсутствует электричество в сети, работа насоса невозможна. Байпас с клапанами автоматически перераспределяет поток теплоносителя от насоса к основному трубопроводу.

В ручном режиме, без клапана, перекрываются краны, связанные с поступлением воды в систему. Таким образом, система из принудительной циркуляции переходит на работу с естественной.

Читайте о том, в чем разница между естественной и принудительной циркуляцией.

Установка байпас производится обязательно в горизонтальном состоянии, так как в вертикальном положении возможно образование воздушных пробок, что негативно сказывается на работе системы.

Однотрубная система

Байпас для радиаторов отопления позволяет обновить, улучшить работу однотрубного отопления.

Данная схема работы почти не применяется в современном строительстве в многоквартирных домах и частных жилищах. В постройках советского времени однотрубное отопление — довольно частое явление.

Байпас в данном случае отрегулирует потоки теплоносителя, сделав комфортным климат в помещениях.

Приспособление располагают близко к радиаторам, в удалении от вертикальных стояков. Байпас обязательно должен быть оснащен регуляторам температуры. Таким образом прибор позволяет регулировать температуру в комнате даже при наличии однотрубной системы.

При выборе диаметр трубы байпаса должен быть меньшим, чем у основного трубопровода. Это позволит, согласно законам гидродинамики, теплоносителю обходить батарею через байпас.

Приобретение байпаса

Для установки в систему отопления готовые байпасы для радиаторов можно купить. На этой продукции лучше не экономить, так как недорогие приборы имеют небольшой срок эксплуатации и быстро выйдут из строя.

Качественные байпасы известных производителей часто встречаются встроенными в гарнитуру для подсоединения к батарее. Все необходимые элементы для такого прибора уже входят в предлагаемый комплект.

Выбор продукции осуществляется в зависимости от назначения и принципа работы. Байпасы присутствуют в ассортименте любого строительного магазина.


Байпас для отопления имеет цену от 2 до 4 тысяч рублей.

Затраты на покупку быстро окупаются его эффективностью, сокращая расходы на электричество, предотвращая нагрев лишнего количества теплоносителя в отопительной системе.

Обязательно смотрите видео, которое поясняет работу этого оборудования «на пальцах».

Общие сведения об устройстве

Нашим читателям, которые любят все мастерить своими руками, узнать подробнее о нем будет крайне полезно

Постараемся избегать сложных технических терминов, чтобы особенности этого важного конструкционного элемента были понятны большинству

Байпасом называют перемычку между подачей и обраткой, изготовленную в виде отрезка трубы. Обычно используют его для радиатора отопления, при ее этом диаметр должен быть меньше диаметра подачи на один размер. Чаще всего можно встретить трубы на 1/2″. Сегодня такое устройство стало несколько иным, хотя не забыты и его первоначальные возможности.

Современный байпас для отопления в сборе

Применение

Ниже рассмотрим основные варианты использования устройства:

Регулировка теплоносителя
  1. Функциональное предназначение байпаса – возвращение в стояк избыточного количества теплоносителя из радиаторов отопления, в случае использования автоматического или ручного терморегулятора. В этом случае движение нагретой жидкости по отопительной системе происходит параллельно запорно-регулирующей арматуре.
  2. Если данного элемента не будет, вы не сможете произвести ремонт радиатора во время функционирования контура обогрева.
  3. Байпас позволяет ускорить процесс наполнения или опустошения отопительной системы.
Без электричестваОсобенно установка устройства актуально для современных контуров обогрева, где предусмотрен циркуляционный насос. Оно дает ответ на самый часто задаваемый вопрос потребителями в торговых сетях: «Каким образом система будет работать, когда пропадет электроэнергия?».Много лет использование стандартных напольных котлов не предусматривало их зависимость от электричества. Однако использование системе обогрева циркуляционного насоса сделала агрегаты энергозависимыми.Когда электроэнергия пропадает, инструкция рекомендует перекрыть подачу теплоносителя на насос и открыть вентиль на центральной магистральной трубе. Если оснастить устройство клапаном, эта работа будет выполняться в автоматическом режиме. Все это нужно сделать для того, чтобы перевести систему в режим естественной циркуляции.

Какие применяются байпасы для отопления и схема их подключения

Установку приборов на байпасе необходимо выполнять по направлению к теплоносителю, соблюдая следующую последовательность:

  • фильтр – служит для задержки крупных и мелких частиц, которые могут появляться в открытой системе отопления, поступая в нее из водопровода. Цена детали низкая, зато оно выполняет очень нужную работу;
  • обратный клапан – обеспечивает движение теплоносителя только в одном направлении. При его установке необходимо руководствоваться стрелкой на корпусе, которое указывает направление потока;
  • циркуляционный насос – необходим для принудительного перекачивания теплоносителя по отопительной системе.

Байпас на отопление с запорными кранами

Рекомендуем элемент устанавливать горизонтально. Тогда в системе не будет скапливаться воздух, т.е. она не будет «завоздушиваться».

Использование в однотрубном отоплении

Такая система является морально устаревшей, однако она еще достаточно часто встречается в домах советской постройки. Иногда такое отопление работает на редкость эффективно, из-за чего зимой в квартирах становится невыносимо жарко.

Байпас в однотрубном отоплении частного дома

В подобной ситуации помочь может монтаж байпаса.

Процесс несложный, однако, при его проведении требуется соблюдать некоторые условия:

  1. Байпас нужно размещать на максимальном расстоянии от вертикального участка трубы. Правильнее сказать, как можно ближе к радиатору отопления.
  2. Обводная труба отопления может изготавливаться прямо на месте установки из собственно трубы, тройника, которые соединяются с помощью сварочных работ.
  1. Установите между байпасом и входным отверстием батареи отопления терморегулятор или регулировочный вентиль. Это позволит вам контролировать температуру в доме».

Обводная труба и энергозатраты

Монтаж устройства позволит сократить расходы энергоносителя. При сравнении с работой отопительной системы, где установлен замыкающий участок и обычный проточный, в первом случае объем подаваемого в радиатор теплоносителя уменьшиться на треть. При этом теплоотдача отопительного прибора сократиться примерно на 10%.

Самостоятельная установка байпаса в системе отопления

Эти изменения на практике не будут выглядеть кардинальными, когда система действительно отличается переизбытком тепла. При правильном подборе типоразмера радиаторов обычно есть определенный запас эффективности, составляющий около 10-15%, полностью покрывающий уменьшение теплоотдачи.

Байпас на радиаторе отопления

Назначением байпасной линии является ремонт/замена приборов отопления без прекращения циркуляции теплоносителя, а также регулирование температуры в помещении путем установки на радиатор терморегулирующей арматуры. При перекрытии запорной арматуры на входе и выходе отопительного прибора, теплоноситель будет продолжать движение через байпасную линию.

Байпасная линия что это такое?

Как правило, диаметр байпаса на размер меньше основного трубопровода. Это делается для того, чтобы большая часть теплоносителя проходила через радиатор, а не через байпас. В противном случае, если сделать байпас радиатора такого же размера, что и основной трубопровод, теплоноситель, двигаясь по пути наименьшего сопротивления будет проходить через байпас, оставляя радиатор недостаточно нагретым.

Помимо этого, байпасная линия не должна устанавливаться слишком далеко от радиатора, т.к. это может привести к тому, что основная часть теплоносителя будет проходить через байпас, практически не заходя в сам прибор отопления.

Байпас на радиаторе отопления устанавливается только в однотрубных системах отопления. В двухтрубных системах он просто не нужен, т.к. теплоноситель, проходя через каждый радиатор сразу поступает в обратную магистраль, а не в подающую, как в однотрубных системах.

Подключение радиаторов с байпасом в однотрубной системе отопления.

Существует несколько вариантов подключения радиатора с байпасом:

  1. Диагональное подключение. Теплоноситель заходит через верхний вход, диагонально пересекает радиатор и выходит через нижний выход. При этом байпасная линия расположена снизу;
  2. Боковое подключение. Байпасная труба находиться сбоку. Следует помнить, что если устанавливается многосекционный радиатор (более 7 секций), то при боковом подключении последние секции могут прогреваться слабо. Для решения этой проблемы необходимо использовать диагональное подключение, либо установить удлинитель потока;
  3. Нижнее подключение. Байпасная труба также расположена снизу.

Важно! В многоквартирных домах запрещается устанавливать запорную арматуру на байпас радиатора, особенно, если на радиаторе установлен ручной регулирующий клапан, проходной канал которого сильно заужен. В этом случае, перекрытие шарового крана на байпасной линии приведет к снижению теплоотдачи расположенных ниже по стояку радиаторов, т.к

теплоносителю потребуется пройти через клапан, сечение которого рассчитано только на один радиатор.

Однако, даже если на радиаторе стоят шаровые краны с широким сечением проходного канала, все равно не разрешается установка запорной арматуры на байпас, т.к. существует вероятность случайного перекрытия циркуляции теплоносителя по стояку. К примеру может произойти следующая ситуация: в комнате прохладно, мы перекрываем кран на байпасе, в результате чего весь теплоноситель проходит по радиатору; далее в комнате становится слишком жарко, мы перекрывает кран на радиаторе, забыв при этом открыть кран на байпасе, в следствии чего, циркуляция теплоносителя в доме полностью прекращается.

В случае, если есть основания полагать, что система отопления многоквартирного дома работает не идеально, то рекомендуется поменять радиаторы на более мощные, с большим количеством секций. Помимо этого, вместо ручного регулирующего клапана, проходной канал которого заужен, рекомендуется установить на радиатор шаровые краны, которые пропускает гораздо больше теплоносителя, в результате радиатор будет лучше прогреваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий